д. психол. н., профессор, зав. лабораторией ПИ РАО, г. Москва
Сегодня, на конференции «Педагогика развития», Борис Даниилович Эльконин представил свой доклад на тему «Самостоятельность, инициатива и содержание обучения». Стоит отметить, что это уже четвертый доклад Бориса Данииловича в данной тематике за последние несколько лет.
Полнота темы раскрывается в 3 главах этого доклада, в которых рассказывается о:
Содержании обучения.
Содержании учения.
Ситуации перехода от обучения к учению, то есть о самой схеме конфликта, создающего ситуацию перехода.
В своем докладе Борис Даниилович ставит два вопроса. Первый из них: «На каком историческом переходе (если это переход) находится современное образование?». А вторым вопросом является размышление над тем, что необратимо теряет человек с потерей институционально-оформленного, последовательного, систематического обучения, и каково такое обучение.
Говоря о содержании развивающего обучения в первой главе своего сообщения, Борис Даниилович приравнивает его к «предметности», основываясь на часто задаваемом вопросе: «А чему мы учим?».
Продолжая тему предметности обучения, Б.Д. Эльконин дает четыре ответа на вопрос: «Каким образом дан объект, раскрывающий содержание обучения?», а именно:
Содержание – это способ построения предметности.
Содержание – это способ развертывания предметности.
Содержание – это способ удержания предметности.
Содержание – это способ рассмотрения системы объектов.
Во второй главе автор говорит об учении, а так же о том, в чем же состоит самостоятельность, инициатива и ответственность в этом самом учении.
Далее раскрывается суть «вовлечения», «вовлеченности»,«Что есть вовлеченность?» через 2 вопроса:
Во что вовлеченность?
Чем человек вовлечен?
Отвечая на эти вопросы, Б.Д. Эльконин говорит о содержании учения, как о построении черновиков. Причем о построении черновиков ради понимания, а не ради чистовика. Борис Даниилович говорит о двусторонней связи черновика и чистовика, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в Развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.
Далее следует вопрос о том, что теряет человек при отсутствии систематического обучения, в чем смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина, «пробовать без риска для жизни», системность воссоздания пробных форм действий.
Борис Даниилович говрит о полноте самостоятельности и инициативы. К ней относятся три фактора:
Испытание перспектив (намерение, представление о том, что будет в итоге).
Опробование границ поля действий.
Опробование опор.
Причем первый и второй факторы Борис Даниилович отнес к инициативе, а второй и третий к самостоятельности. Для пояснения он развел эти понятия, сказав, что инициатива – это риск перехода в новое поле, а самостоятельность – это построение опор своей деятельности. А между инициативой и самостоятельностью находится ответственность за принимаемые решения, именно поэтому Борис Даниилович считает неприемлемыми слова учителей «Ребенок должен…», ведь обучение – это проба чего-то нового, поэтому разговор о «должности» и ответственности здесь не имеет смысла.
И в заключении доклада Борисом Данииловичем раскрываются три показателя самостоятельности и инициативы, а именно:
- Образовательный запрос.
- Пробное поле.
- Опоры и ресурсы.
Интервью с Б.Д, Элькониным по итогам выступления.
-Оправдались ли ваши ожидания от начала конференции?
-Ожидания оправдались не до конца, планы пришлось немного поменять.
-Ожидали ли вы тех вопросов, которые задавались вам во время вашего выступления?
-Поскольку этот доклад я делал уже много раз, часть вопросов я ожидал, часть не ожидал. Некоторые суждения были для меня продвигающими, а некоторые показались неверными.
-Чего, какого итога для себя вы ожидаете от данной конференции?
-Насыщенности. Интеллектуальной насыщенности. Коммуникации.
-Насыщенность состоит в разнообразии мнений?
-Нет, насыщенность это не чем больше мнений, а чем они острее, чем умнее. Различные мнения будут биться друг об друга и это важно.
-Вам важно увидеть проблемные вопросы?
-Да. Мне важно увидеть проблемные вопросы, мне важна энергия и усилие мышления. Если мышления нет, то конференция пустая, если оно есть – то она удалась, как и все в жизни.