Васильев Виктор Георгиевич
зав. базовой кафедрой «Педагогика развития» ИППС СФУ, профессор, к. физ.-мат. н.
В своем докладе Виктор Георгиевич поднял тему переноса системы развивающего обучения на высшую школу. То есть он говорит о том, что нужно по системе развивающего обучения обучать педагогов развивающего обучения (РО), ведь большинство выпускников школ, поступающих на данное направление, обучались не по системе РО.
Основной целью Виктор Георгиевич ставит развитие у студентов теоретического мышления, обучение педагогов по системе Эльконина-Давыдова.
По его мнению, сначала ставится задача развития, а потом она решается и разворачивается на предметном материале.
Так же Виктор Георгиевич ставит несколько базовых задач, это:
- Определение цели.
- Решение ключевой проблемы – проблемы возраста. Нужно определить базовую потребность, лежащую в основе возраста и определить ведущую деятельность.
- Определить основной метод РО в профессиональном образовании.
- Определить основные риски.
Кроме того были выделены три базовые компетенции:
Теоретическое мышление, как способность к особым типам обобщения и рефлексии, умение действовать в неопределенной ситуации, ставить цели и задачи.
Инновационность, как умение создавать что-то новое и реализовывать свои идеи и собственные образовательные траектории, строить и удерживать индивидуальную позицию.
Коммуникативность, как способность к понимающему взаимодействию, умению работать с информацией, умению работать в команде и против команды.
В заключении Виктор Георгиевич выделил главные умения, которые нужно развивать, это:
- Видеть целое.
- Видеть суть.
- Предвидеть будущее («реконструкция будущего»).
- Организовывать деятельность, в том числе разделение интеллектуального труда.
Юлия Геннадьевна Юдина
доцент базовой кафедры «Педагогика развития» ИППС СФУ, к.п.н.
Доклад начался с раскрытия истоков интереса к проблеме — это необходимость понимания теоретического основания для разработки и реализации развивающих технологий для студентов, а так же то, что проблема генезиса рефлексии решена частично, особенно по отношению к подростковому и юношескому возрастам.
Далее Юлия Геннадьевна говорит о типе мышления будущих педагогов-психологов, раскрывает особенность мышления, а именно о многопозиционном мышлении, работающим со множеством противоречий.
В заключительной части доклада Юлия Геннадьевна рассматривает Генезис с нескольких аспектов и приводит схемы. Этими аспектами являются:
- Рассмотрение итогов каждого возраста.
- Изучение достижения прошлых возрастов.
Далее идут схемы, первая схема для младшего возраста, в которой ребенок осознает, что его знания нужно пополнять, потому что что-то он знает, а что-то нет. И другой человек выступает в роли учителя. На первое место ставится познавательная потребность
Следующая схема для подросткового возраста, в ней идет взаимосвязь понятий «я как другой» и «я как все» с понятием «другой, как автор». Основной потребностью ставится стремление выделить себя из общего строя, быть не как все.
Последняя схема для юношеского возраста. В ней показана взаимосвязь «Я созидающий новое в реальности» и «Я функционирующий в существующей реальности» с понятием «Другой, как успешный новатор». И тут, по мнению Юлии Геннадьевны, на первом месте «созидающая рефлексия».