27 апреля. День третий

kaspargakКаспржак Анатолий Георгиевич – кандидат педагогических наук, директор центра развития лидерства в образовании  НИУ «Высшая школа экономики» г. Москва.

Какие у Вас впечатления от конференции?

Конференция в Красноярске является одной из немногих площадок в стране, на которой идет серьезный разговор о судьбах образования. Самое главное, что это разговор не отдельно психологов, не отдельно педагогов, не отдельно управленцев, а всех вместе в качестве политиков. Управленцы, психологи, педагоги, действующие директора и эксперты обсуждают шаг развития. Я бы хотел пожелать, чтобы такие площадки  обязательно оставались, несмотря на все сложности сегодняшнего времени. Об образовании мало говорят, больше об экономике. Для меня ценна эта конференция, потому что когда я долго не встречаюсь с людьми, которые говорят о проблемах образования, мне, честно говоря, становится очень скучно. И я думаю, что в этом я не одинок.

Какое у Вас мнение по поводу смены названия конференции?

Вы знаете, Юлия Анатольевна Турчанинова всегда говорила, что педагогика – это наука о должном, а надо, чтобы это была наука о сущем, т.е. о том, что происходит. Мне кажется, что смена поколений, которая произошла в руководстве конференции, продиктована сменой времени, которое требует реальных прагматичных  решений. Педагогика может быть разной, а вот развитие или есть, или его нет. В этом смысле, мне кажется, что сделали правильный шаг.

Какие у Вас впечатления от дискуссий после докладов?

У меня очень разные ощущения. Дело в том, что, насколько мне показалось, Катерина Николаевна Поливанова и Ольга Анатольевна Карлова пытались нам объяснить, что идут новые времена, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Т.е. происходит объективное изменение инфраструктуры, активное изменение техники, которая стала очень доступна пользователям, средства коммуникации. В этом смысле школа и институт не измениться не могут - и это к плюсам докладчиков. А к минусам обсуждающих, у нас вообще всегда принято обсуждать свои проблемы, не обращая внимание на то, какой вопрос тебе задан. Это, наверное, одно из свойств русских людей.

Думаю, что были обозначены очень важные тенденции, которые существуют в мире, которые не могут не изменить ни среднюю, ни основную школу. Я об этом давно думаю, и как мне показалось, конференция позволила мне продвинуться в этих мыслях.

Каковы Ваши ожидания в целом от конференции??

Вы знаете, в  принципе на конференции очень часто  важно не то, какой вопрос обсуждается. Здесь есть люди, которые много лет собираются, которые друг друга понимают. И хотелось бы, чтобы они были максимально откровенны в своих высказываниях. Я желаю участникам конференции и тем, кто будет организовывать 30-ю или 40-ю конференцию, чтобы вот этот дух сохранился. Что касается этой конференции "Практика развития" – это шаг очень правильный. Именно практики развития, вот этого я сейчас жду.

 

vasilievkbВасильев Кирилл Борисович, руководитель проектов по образованию, Всемирный банк, г. Москва

Это конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?

Чтобы юбилеев было много, а у всех участников было здоровье, энергия  и их хватило, чтобы еще не один юбилей отметить.

Впервые за 20 лет конференция изменила своё название  с педагогики развития на практики развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?

20 лет - это серьезный возраст. Как правило, непросто поменять  название конференции, если ей 20 лет. Важно, что нашлись силы понять это. Каждый год из этих 20-ти лет конференция доказывала, что она может осмыслить не только происходящее вокруг, но и саму себя. Это показатель к тому, чтобы  были силы и  желание, чтобы осмыслить свою собственную задачу.

Какое у вас впечатления от дискуссий? 

Мне казалось, что раньше дискуссии были менее оживленные. В последних двух конференциях они более живые и энергичные.

Остался еще 1 день конференции. Какие у вас есть пожелания и ожидания от дальнейшей работы?

Чтобы накал не пропал.

 

muhaМуха Надежда Владимировна, МБОУ СОШ «Эврика-развитие», г. Томск

Какое ощущение у вас после прошедшей дискуссии?

Во-первых, это ощущение обострения самоопределения по отношению к тематике развития и по отношению к тому, какого рода практики развития или в каком виде практики развития могут быть реализованы в собственных практиках участников. Мнения и представления разные, понимание, в каком виде что-то может реализоваться и существовать на уровне идеи тоже очень разное. Еще есть ощущение, что какие-то самоопределения могли бы совпасть и стать своеобразным источником продвижения в чьей-то совместной ситуации. Этого пока не случилось, не оттого, что коммуниканты как-то не сработали, а от того, что, может быть, эта следующая задача разворачивания этой темы.

Как Вы считаете, темы, которые затрагивались на дискуссии, вопросы, которые разворачивались, были актуальны на данный момент или же наоборот?

Понимаете, каждый находится на своем месте, и для кого-то это актуально, для кого-то нет. Понятно, что каждый говорит о том, что для него актуально. В любом случае, неактуально и  непродуктивно говорить в залоге сожаления. Неактуально, на мой взгляд, и непродуктивно прислоняться к каким-то шаблонам, схемам и образам, которые тему закрывают или останавливают. В этом смысле, я не фанат поиска политических аналогий, мне кажется, что гораздо честнее говорить не о том, что вокруг и к чему ты не имеешь отношения, а честнее говорить о том, к чему ты имеешь отношение и каким образом можешь повлиять на то, что вокруг. 

Не кажется ли Вам , что на этой дискуссии не затронуты некоторые вопросы, которые, по Вашему мнению, имели право обсуждаться наряду с остальными?

Не знаю, к этой дискуссии или на будущее, но мне бы хотелось пообсуждать тематику феноменов развития системы образования. То есть, какого рода прецеденты, возникающие в практике, становятся факторами трансформации и развития школьной практики. Я человек школьный и, в этом смысле, я как раз на дискуссии задумалась о том, что интересно было бы в тьюторском сообществе, к которому я отношусь, рассмотреть тьюторство. Рассмотреть не просто как возникающую педагогическую практику между взрослым и ребенком или взрослым и семьей, а как практику, которая является очагом развития в другой школьной практике, потому что очевидно, что есть доля истины в этой теме, но нужно ее просто осознать.