16 апреля 2015 г.

Поливанова Катерина Николаевна, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктор психологических наук, профессор, г. Москва.

- Тема этой конференции посвящена новым отношениям в образовании. На Ваш взгляд, это такая фигура речи или действительно появляется что-то новое в сегодняшних образовательных отношениях?

- Если рассматривать образование в узком смысле, то внедрение новых отношений минимизировано на сегодняшний день. Если же смотреть шире, то да, нововведения присутствуют и они необходимы. Данная проблема очень неравномерно распределена в социуме: есть группы людей, для которых это актуально, которые постоянно ищут предложения, готовы вкладываться как временем, так и деньгами, им как раз необходимы эти новые отношения, но они никак не формализованы. Но есть также такие родители, которые низко обеспечены или живут в маленьких городах, которые живут по старым моделям, и это ставит под вопрос исследования в этой сфере. То есть общество расслаивается, а мы исследуем только «среднюю температуру», а нужно обращать внимание на все категории социума.

- Возможно ли построить новые отношения старыми средствами? Или стоит вводить новые средства и откуда они появятся?

- Я думаю, что здесь нужно очень много нового. Вопрос в том – какие именно средства. Раньше школа была средством, также колледж, институт и т.д. А сегодня появляется огромное количество сервисов негосударственного формата для родителей и их детей. Люди чувствуют, что это востребовано и начинают это предлагать. Нынешняя система образования пока не почувствовала подобные «негосударственные тренды» и официальная система пока их игнорирует. На самом деле для просвященных и имеющих какие-то деньги родителей это очень сильное направление. Если, например, взять слой обеспеченных городских родителей, то для них это отдельная задача – чем занять ребенка во время каникул, куда его отвезти. Но также при организации подобных досуговых областей необходимо учитывать территориальные особенности населенных пунктов. В Москве, например, из-за огромных ее масштабов и территорий, построенный  Дом творчества в единственном экземпляре особо роли не играет, ведь далеко не каждый сможет до него добраться. Поэтому необходимы новые модели, зависящие от территорий, районов, чтобы людям и их детям было комфортно. Мне кажется, мы сейчас используем такую сложившуюся еще в середине 20 века модель образования, когда образование понималось как знания. А на сегодняшний день немаловажно обратить внимание на так называемое «Досуговое образование» - тема абсолютно не обсуждаемая. Имеется в виду не дополнительное образование, нет, а какие-то разовые развивающие молодую личность события, в которых можно поучаствовать и чему-то научиться и т.д. Мне кажется официальная система образования на сегодняшний день «тесна» для современных родителей, современных молодых людей, которые хотят как себе, так и своим детям, предоставить что-то действительно стоящее.

Смирнов Сергей Алевтинович, доктор философских наук, заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ, г. Новосибирск

-Как вы считаете, новые отношения в образовании, это такая фигура речи или действительно появляется что-то новое в сегодняшних образовательных отношениях?

- Это предмет жажды, голода. Потому что хочется, чтобы отношения были равноправными, открытыми. Хочется, чтобы все граждане участвовали в процессе образования, чтобы все они были субъектами отношений. А у нас на сегодняшний момент учитель не субъект, ученик не субъект, родитель не субъект. Муниципалитет фактически тоже не субъект, хотя присутствует. Дефицит субъектности заключается в том, что у нас отношения строятся не на отношениях договорных и равноправных и прозрачных, а на отношениях, в лучшем случае, на доверии, в другом случае либо на насилии и унижении. Тотальное отсутствие субъектности приводит к тому, что люди начинают заниматься имитацией, а значит нет самого главного - для чего вступают в отношения. Отношения такие потому, что само образование давно превратилось, к сожалению, в сферу, где доминирует имитация. Если говорить о событийности образования, то оно происходит не в школе, а на улице, на телевидении или в интернете. Ученик, посидев несколько уроков в школе, приходит домой, залезает в чат и начинает общаться с теми же, с кем только что расстался, и именно это для него более значимо, чем уроки.

-А на Ваш взгляд, возможно ли построить новые отношения при помощи старых средств?

При помощи старых – нет. Это проблема институциональная, сама сфера образования нуждается в том, чтобы ее с честью и достоинством похоронить.

- А откуда появятся новые средства?

А новые образовательные формы будут вырастать: уличные, масс-медийные, все, что связано действительно с реальными запросами родителей, особенно родителей амбициозных, которые готовы не увозить своих детей заграницу, а давать образование здесь. Тогда начинают искать всякого рода центры развития, институции, которые не в школах, или начинают «городить» свое корпоративное образование. И университеты начинают создавать не такие, как сейчас, а свои. На примере банка: когда он не удовлетворён выпускниками высших учебных заведений, создает свой корпоративный университет. И именно такой процесс сейчас протекает. Но вопрос в том, что это долго уже идет, примерно лет 20, но не переходит в новые качества именно потому, что доминирует вертикальный контракт и нет равноправных отношений.  

 

Пахальян Виктор Эдуардович, профессор кафедры практической психологии Московского института открытого образования, к.психол.н., доцент, г. Москва

-Наша конференция в этот раз посвящена новым отношениям в образовании, на ваш взгляд данная тема является своеобразным выражением или же действительно применима к изменениям в сегодняшних образовательных отношениях?

- Мы сейчас находимся с вами в новых отношениях в образовании, т.е это на самом деле происходит, начиная с экономических отношений, которые вступили в действие с 2015 года по-моему, и кончая содержательными. Поэтому ту реальность, которая уже наступила и отражена в названии, нужно отрефлексировать. Завтра будет доклад "Внедрение профессионального стандарта в проблеме и перспективе". И это тоже про новые отношения, и  здесь тоже есть некоторая проблема, поэтому конференция очень вовремя собралась, ведь мы уже вступили в эти отношения и это уже реальность.

-Если говорить о средствах и методах, можно ли развивать какие-то новые отношения, используя старые методы и средства?

-Это как везде, универсальных идеальных методов не существует. Когда я обучаю студентов практической психологии, я их спрашиваю - может ли стул быть методом психологии практически? Они сначала думают что нет, а потом я им показываю что да. Можно ли компьютерами орехи колоть? Можно, но компьютер был создан не для этого. В принципе можно все, наверное есть методы, которые можно применить в любое время, но они адекватны задаче или условиям. Понимаете, если у меня нет молотка, то я орехи и буду колоть тем, что у меня под рукой, компьютером, например. Конечно, каждое время или каждое изменение требует своих методов, потому что эти изменения придуманы кем-то, у них есть цель, дальше под эту цель придумываются средства и методы. Они должны быть специфическими именно для этой цели, но это не исключает универсальность старых, из другой практики. Все не так просто как хотелось бы.

-Завершая наш диалог, хотелось бы спросить о Ваших ожиданиях от конференции, может уже есть какие-то вопросы, темы?

-Я каждый год приезжаю сюда только за одним, чтобы увидеть, как с разных точек видно одно и тоже. Здесь собираются учителя, управленцы, юристы, экономисты, психологи, педагоги и студенты и каждый из нас видит по-своему. Когда я сижу, слышу и вижу что говорится, я сразу записываю, потому что я-то не увидел этого, хотя нахожусь тут же - в этих отношениях, но у меня угол зрения другой. Поэтому мне интересно  понять картинку в целом, а не только часть. Помните притчу о слепых и слоне, один за хвост схватил, другой за хобот, а пришли в деревню - один рассказывает про хобот, другой про хвост - вот что такое слон. Здесь дают возможность увидеть слона в целом. Поэтому хорошо, что конференция двадцать второй раз существует.

Барчук Нина Владимировна, методист Шушенского района

-Конференция посвящена новым отношениям в образовании, на ваш взгляд это такое выражение или же действительно появляется что-то новое в сегодняшней системе образования?

-Я скажу, что пока это не применимо, но время требует этого. Например новые отношения, связанные со стандартами старшей школы - мы уже столкнулись  в рамках отрасли с тем, что у нас нет норм данных отношений, и мы сами их изобретаем.

-Что можно заметить нового в этих отношениях, по сравнению со старыми, уже сложившимися?

-Опять же с позиции стандартов нам требуется выход за рамки школы, привлечение партнеров для проведения исследований, профессиональных проб и всего остального. Сам процесс меняется, стандарты меняются, рамки образовательного поля расширяются, а значит и отношения нужны другие. Тема актуальна, но пока я не вижу реализации ее в нашей практике. Мы же как привыкли - у нас свое поле, которое мы пашем. Здесь мы хотим с этого поля что-то готовенькое взять, чтобы уже приехать и реализовать, а здесь нужно думать и размышлять, хотя мы и пробуем.

-Если говорить о средствах, возможны ли новые отношения, но со старыми средствами?

-Принцип другой, подход другой к образованию, раньше строго задавали рамки,  урок должен быть вот такой - организационная часть, вступительная часть, основная часть, обобщающая часть, а сейчас формы другие. В основе подростковой школы лежат проекты и исследования, то есть другой подход появляется, и нас как школу склоняют к тому, чтобы мы менялись в сторону системной деятельности. Например, в старшей школе у нас размах какой большой, сетевые группы, сетевые классы. Мы сейчас в сельской местности, где ограниченный ресурс учителей и детей в классах небольшое количество. В одной школе не получается применять новые формы, и мы объединяем школы, у нас есть кластер "старшая школа". Отношения у нас другие складываются, т.е время требует и технологий других, и способов. Хотя новые отношения для школы чем опасны? Тем, что есть те, кто чувствует ответственность этого переходного этапа, а есть те кто не чувствуют.

-Возможно у Вас есть определенные ожидания от конференции в этом году?

-Я посмотрела программу, завтра день когда можно уже ближе к реальной практике послушать, а в целом все интересно пока.

Эльконин Борис Даниилович, доктор психологических наук, профессор, президент Международной ассоциации развивающего обучения

Это конференция посвящена новым отношениям в сфере образования. Могут ли какие-либо новые отношения вообще быть в образовании?

Новые отношения в образовании, к примеру, связаны с новыми технологиями, которых не только сто лет назад, но и двадцать-пятнадцать лет назад не было. Айфоны, планшеты и все в этом роде. Возникает вопрос: а зачем институт, который называется «школа»? Все это ведь можно по сети, онлайн и так далее. А что делать с вовлеченностью человека в учебный процесс, когда у обучаемого есть столько… для моралистов – соблазнов, для меня – возможностей. Есть тенденция к увеличению домашнего обучения.

Вопрос не в отношениях вообще, а в том, как человек может участвовать в них, как он может включиться в образовательный процесс. И для этого система образования, которая сегодня есть в институтах, должна измениться. Она меняется, но медленней развития новых возможностей обучения.

Эти процессы задают новый способ встречи учеников и учителей, взрослых и детей, а, следовательно, и новый способ самоорганизации. В этом слове «новый способ» кодируются для меня новые отношения в образовании.

Что нового Вы ожидаете от этой конференции по сравнению с прошлыми?

Я скажу, что старого хватает, потому что необязательно каждый раз должно быть что-нибудь новое. Раз в год нового в мышлении не бывает.

Во-первых, развертка проблем. Пленарное заседание показало, что эта «развертка» проблем, которые общественно потребностны.

Во-вторых, развертка самого мышления. На мой взгляд, это очень актуально, чтобы участники отнесли обсуждаемое к своим действиям, мыслям.

В-третьих, это Красноярск – не Москва. Очень важно, что энергия мышления происходит здесь – она не затоптана 88 центральными офисами. Мне это важно.

В-четвертых, это особенно важно на самом первом заседании – постановка вопроса ключевого и практического.