День третий

Митрофанов Кирилл Германович, к.п.н., заместитель директора по качеству образования ГБОУ ЦО 1311, г. Москва.

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности на самом деле актуальным? Есть ли этому место в образовании?

По материалам конференции: сегодня Фрумин показывал графики, статистики, сравнения, где зафиксировано резкое снижение на уровне подростковой школы. Это большие цифры, большие статистики, но они в той или иной степени подтверждаются опытами феноменологии, учительскими и директорскими фиксациями, что, да, это и происходит. Дальше возникает вопрос, почему происходит именно на подростковом возрасте это резкое движение, после успехов на уровне начальной школы и т.д. Одна из причин, что в подростковом возрасте продолжают обучать, как в начальной школе, не учитывая естественные процессы, которые происходят с ребенком, возрастные изменения, изменение позиции по отношению к взрослому, его оппозиции взрослому, сопротивления. Одно из направлений культурной формы связано с изменением содержания в подростковом возрасте – это предоставление возможности пространства, где то, чего нет в традиционных программах, а нет там инициативы, свободы, возможности для ребенка в нормальной конструктивной форме решить возрастные задачи. Таким образом, инициатива является не актуальностью, а дефицитом в практике организации программ и в позиции учителя, чего явно не хватает и является причиной всех вещей, о которых говорится здесь.

Встречают ли индивидуальные инициативы какое-либо сопротивление? Если есть, то в чем оно выражается?

Сплошь и рядом. В первую очередь в учительской среде, потому что это не ставится учителю как задача. Как задача, он отрефлексировал все конфликты, а особенно сейчас они связаны с открытостью и фокусами школьников, которые просто берут и записывают учителя. Откуда эта конфликтность, стенка на стенку? Вот нет у него возможности реализовать то, что обсуждается на этой конференции. Но, тема обсуждается не первый раз, 1998 год – тема инициативы, пятая конференция, инициатива тогда и была сформулирована. Не первый раз поднимается эта тема, она возвращается.

Когда эта тема поднималась, к чему в итоге пришли в 1998 году? Может, какие-то пути решения нашли?

Ну, решения принимаются не в этом месте, решения принимаются в других местах. Здесь фокус – кем и на каких основаниях. Решения в массовом масштабе не были приняты тогда, но это одна из особенностей конференции, она идет на несколько лет вперед, фиксирует какие-то проблемы, которые даже не ставятся и не осознаются, они будут осознаваться через «n» лет.

С того времени усугубилось положение?

Да, усугубилось, в силу того, что с 1998 года школа еще больше потеряла статус месте, где происходит образование. В других местах инициатива проявляется подростками, во вне школьной жизни. Активно переносится сопротивление, массовое движение в фейсбуке, в ютубе, съемки глупостей учительских. Это и есть изменение, которое резко произошло. Раньше учитель был уверен, что он закрыл дверь, и все, что там происходит, это внутри нас, я хозяин этой ситуации. Ситуация резко изменилась, он уже не хозяин этой ситуации. Ситуация открытости. Закрытая дверь не дает какой-то камерности, автономности. Это то, что на поверхности лежит, меняет ситуацию за последние 5 лет. Нужно понимать, что надо самому меняться, если не хочешь подставляться под это, чтобы дураком не выглядеть, а ты как учитель в массовом масштабе продолжаешь делать то, что было в 50-е, 70-е годы, хотя ситуация уже не позволяет такого сделать. Учитель достаточно консервативен, чему научили в шестом классе, то он и воспроизводит. А ситуация поменялась радикально за счет гаджетов, развития. Поэтому иногда лучше учителю помолчать. Если он молчит, тогда и у ученика появляется возможность поговорить, взять инициативу. Место и время меняются, меняются позиции, кто субъект учения.

Мы все время говорим об инициативе ученика. А известны ли Вам инициативы педагогические? Можете привести пример такой подлинно педагогической инициативы?

Пример, пожалуйста. Сейчас был круглый стол по поводу инициатив, которые возникли в 1998 году и существовали в связке ППФ, «Универс», конференция и педколледж частично. Они друг друга поддерживали, возник ППФ, возникла экспериментальная площадка в виде школы Универс, одновременно с этим возникла площадка, где обсуждались все эти вещи под названием конференция. Оборотка – это система изменения подготовки учителей. Вот они, структурные вещи, которые друг друга поддерживали. Плюс разного рода проекты. Если есть инициатива у учителя, он должен найти уникальность, фишку какую-то свою иметь. Тоже самое со школой, если она хочет привлекать, то, должна быть фишка. Кроме того, что он должен делать все, что положено, должно быть еще что-то сверх, вот этот «припек» - он оказывается принципиально важным. Он выделяет место, людей, тех, кто туда приходит. Должно возникнуть желание быть особенным, и тогда возникает идея профессиональности. Профессионал выделяется тем, что он что-то умеет делать не так, как все остальные, у него что-то есть свое. Когда-то мне один из директоров сказал, что «профессиональное учительство – это тогда, когда ты «пирожок с припеком». Также и со школами. А способ выделения или механизм нахождения и реализации показать эту фишку – это инициатива. Инициатива – это порыв, амбиция, претензия. Дальше, либо она превращается в некоторую проектно-программную, сценарную вещь, которая может существовать отрефлексированным образом, или это инициативой и остается, до проекта недоведенной. А если это ввести в систему, то это уже инициатива, переросшая в проект. В проекте обязательно инициатива нужна. На круглом столе прозвучал тезис у Сергоманова: «Не было управленческого проекта, была инициатива, был образовательный проект, управленческого проекта не было, поэтому это закончилось».

 

 

Смирнов Сергей Алевтинович, заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ, д.ф.н., г. Новосибирск.

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности  на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Это не просто актуальная проблема, она принципиально… В целом для того, чтобы образование было образованием. Т.е. в большинстве школ образования нет как феномена. Есть некий набор учреждений, люди туда ходят на работу, а дети ходят типа на уроки, но образование человека в человеке не происходит. В этом деле события образования не происходит. И в этом смысле, когда педагог несмотря ни на что внутри этой массовой школы как казармы пытается ещё создать какую-то ситуацию событийности, т.е. встречи человека с самим собой – это рискованная штука. Потому что это надо обеспечивать, нужна система страховки. В этом смысле тьюторы, проектный подход, индивидуализация, субъектный подход… Ну всё, что на самом деле нам известно. Когда на это педагоги отваживаются, это принципиально, потому что это ломает сам институт массовой этой школьной казармы. И это просто принципиально, потому что мы вдруг вспоминаем, что, вообще-то говоря, мы люди. Т.е. нужна антропология образования. Надо человека вернуть в школу. Чтобы человек вернулся в школу, ученик должен начать понимать себя как человека, а не как ученика с набором функций, обязательств и т.д.

В этом смысле обсуждать надо ситуацию другую: можем ли мы это институционально отстроить или это мы делаем на энергетике и инициативе педагогов за счёт здоровья и  сумасшествия. Т.е. какое-то количество педагогов на это рискуют идти, понимая при этом, что, несмотря на то, что закон об образовании декларировал много чего, он институционально и функционально это не обеспечит. Потому что всё равно эта коридорная, казарменная система сохранилась. Поэтому это принципиально. Но принципиально не в том смысле, что это надо, а в том смысле, что это такая проверка, провокация: а мы умеем это выстраивать как институцию или это просто инициативы педагогов

Что в образовательном пространстве изменилось, помимо появления интернета? Интернет очевидно изменил образовательное пространство, а есть ли неочевидные изменения?

Это, просто, реально происходит. Это тоже вызовы. Вообще-то говоря, педагогика разная и образовательные практики существуют в разных форматах. Есть уличная педагогика, есть педагогика интернета, правда, массовая школа с этим работать не умеет. Т.е. наш учитель обычный не умеет работать с виртуальными средствами, не может превратить их в ресурс развития и обучения. Т.е. он учит отдельно, а дети живут в интернете отдельно. И это не спрягается, хотя, вроде бы, это серьёзно. Речь не идёт о запрете интернета, речь не идёт о запрете социальных сетей, речь идёт о превращении умных гаджетов и сетей в ресурс обучения. Это проблема, мы это ещё не умеем делать.

Лукина Антонида Константиновна, профессор, кандидат философских наук, зав.кафедрой общей и соц. педагогики СФУ

Встречают ли индивидуальные инициативы в вузах какое-либо сопротивление?

Если говорить совсем честно, то у меня ощущение, что студенты в вузах равнодушны. В этом смысле, когда вы говорите про сопротивление, то про сопротивление со стороны кого? Студенты и преподаватели в нынешнем высшем учебном заведении, как правило, страшно отчуждены друг от друга. Преподаватель превратился в урокодателя, а студент, в этом смысле, существует в каком-то отдельном пространстве. Поэтому там для студентов, вроде бы, много разных мест, связанных с развитием их инициативы. Если они как-то себя обнаруживают в этих местах, то они эту инициативу там проявляют. Но, к сожалению, у нас больше всего мест для инициативы студентов - это студенческий клуб, самодеятельность и т.д. А мест инициативы, может, это характерно для нашего института, про другие не знаю... Мест инициативы для реальной научной, практической деятельности студента, их не то что нет, они, вроде бы, есть и они даже как-то востребованы, но они очень трудно оформляются. Потому что это же не физика, где есть лаборатория. Я сама физик, поэтому я могу вспомнить свои студенческие годы, когда мы бегали в институт физики вне занятий и мы там участвовали в экспериментах и т.д., потому нам было это страшно интересно. А здесь ведь так просто не побежишь куда-то и не начнёшь ковыряться в живых детях, потому что это же сложный процесс - тот, который называется образовательным процессом.

А если подавляется, не поддерживается инициатива преподавателя, то преподаватель и не может поддерживать инициативу студента. Если я готовлю практиков, то ко мне как к преподавателю главным профессиональным требованием должно быть тоже наличие практики. Нельзя готовить человека к преподаванию, если ты сам не преподаватель. Нельзя готовить человека к работе с другими людьми, если ты сам не работаешь с людьми. На мой взгляд, у нас наука поставлена как главное, а я считаю, что если мы готовим людей помогающих профессий, то очень важно, чтоб была практика. Ни в одном документе, регламентирующем деятельность преподавателя, эта практика никак не учитывается. Более того, она ему ставится в вину. Если для тех, кто преподаёт клинические дисциплины в медицинских вузах обязательным является наличие опыта практической работы, то у нас нет. И поэтому студентов учат профессиям люди, которые сами в этой профессии никогда не работали. Ну и инициатива, в этом смысле, в каком месте может возникнуть? Ни в каком. Получается, что она наказуема

Что в образовательном пространстве изменилось, помимо появления интернета? Есть ли неочевидные изменения?

Я, может быть, выступаю как пессимист. Мы вчера обсуждали историю ППФ. Когда был ППФ, тогда как раз была совместная деятельность студента и преподавателя. И эта совместная инициатива студента и преподавателя поддерживалась и становилась, собственно, предметом на мастерских и ещё где-то. Она и становилась предметом работы, практик. Я недавно пришла в одну школу, сильно удивилась: там до сих пор существует общественная организация, которую мы с моей дипломницей создали более двадцати лет назад. Вот это тогда была живая, реальная, действительная работа. А сейчас, когда выморочена практика, ушло содержание. Ушло содержание, но оно ушло, как мне кажется, из всей высшей школы, потому что всеобщая стандартизация профессиональная, всеобщая стандартизация образовательная привела к тому, что главным становится выдерживание стандартов, а вовсе не содержательная работа

Наталия Киселёва, магистрант Высшей школы экономики

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности  на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Если говорить о реальности сейчас, то вряд ли в масштабах страны, в масштабах, вообще, обычной образовательной школы индивидуальные инициативы каким-то образом проявляются. Скорее, это такая мечта, к которой мы идём. Кто-то активнее, кто-то нет, но всё чаще говорят об индивидуализации образования и о персонифицированной модели. Я бы рассматривала здесь ещё и индивидуализацию и деятельности учителя. Это было бы интересно, когда во главу угла ставится ученик, работа учителя. Но в реальности это сейчас мало где реализуется действительно

Вы можете привести пример каких-либо педагогических инициатив, которые исходят от учителя?

Это какие-то проекты, которые реализуются учителем в масштабах своей школы. Когда учитель создаёт профессиональное сообщество для других учителей - это может быть педагогическая инициатива. Среди известных, например, сообщество nachalka.com, которое создано учителем начальных классов, Марией Алексеевной Смирновой. Это большое педагогическое сообщество, объединяющее учителей. В принципе, я считаю, что это хорошая педагогическая инициатива, исходящая снизу, от учителя.

И таких инициатив может быть много. Другой вопрос, как это поддерживается, как это оценивается со стороны администрации, органов управления образования.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Введение стандартов - это инициатива устоявшаяся и значимая. Это инициатива, созданная органами управления образованием по отношению к педагогу, по отношению к учащемуся.

Ещё какие-то приоритетные национальные проекты, которые направлены на поддержку педагогов, образования, школ. Какие-то, собственно говоря, конкурсы. Это тоже можно считать отчасти инициативой. Любые конкурсы профессиональные педагогические и любые конкурсы грантовой поддержки.

Обросова Людмила Георгиевна, зав. Центром дошкольного образования ИПК работников образования

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности  на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Я считаю, что это вопрос для дошкольного образования очень актуальный, потому что в стандарте дошкольного образования обозначены целевые ориентиры и один из целевых ориентиров - это создание условий для развития детской инициативы. Поэтому этот вопрос для нас очень интересен, он актуален и в этом году у нас очень много разных форматов, в которых мы встречаемся с работниками дошкольного образования и обсуждаем эту проблему.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Да, есть такие инициативы. Последняя инициатива - это «Рыбаков Фонд». Они выделили достаточно большие деньги на поддержку лучших педагогов дошкольного образования и лучших студентов, которые получают специальность «Воспитатель детского сада». Сейчас этот конкурс закончился, он был дистанционный. Приняли достаточно большое количество педагогических работников участие, и сейчас подводятся итоги. Лучшие будут награждены: педагоги - 50.000 рублей, а те педагоги, которые захотят поехать в летнюю школу в Москву - 100.000 рублей. Это такая последняя федеральная инициатива по поддержке дошкольного образования.

 

Красицкая Наталья Ивановна, методист по дошкольному образованию восточно-методического центра, г. Канск.

Считаете ли вы сюжет индивидуальной инициативности на самом деле актуальным? Есть ли ему сегодня в место образовании?

Да, весьма актуально. Да, имеет место, имеет практики, я как раз из той территории, где педагогическая инициатива набирает определенный рост.

Встречают ли индивидуальные инициативы какое-либо сопротивление? Если есть, то в чем оно выражается? С чьей стороны появляется?

Да, встречает сопротивление. Выражается в определенных стандартизациях или регламентированности действий уже сложившихся традиций, в деятельности самих организаций, в управлении. Наверное, препятствие начинается с управления ситуации, не готовы иногда управленцы принимать педагогическую инициативу и не всегда готовы ей способствовать. Потому что инициатива ломает систему.

Мы все время говорим об инициативе ученика. А известны ли Вам инициативы педагогические? Можете привести пример такой подлинно педагогической инициативы?

Инициатива педагогическая есть. Но, я опять повторюсь, что не всегда педагогическая инициатива может развиваться дальше. Может быть она начнется на уровне активации, на уровне потребности, но, в дальнейшем надо ее взращивать и способствовать тому, чтобы инициатива давала какие-то продукты, к этому нужно быть готовым.

Какие инициативы в управлении образованием можно назвать полезными, укоренившимися, значимыми?

Если в управлении образования, то, это как раз проектная деятельность, которая существует сейчас на уровне управления, она ее развивает, ей способствует, ну и развиваются вместе с педагогами и управленцы. Инициатива и развитие вместе идут, невозможно сформировать детскую инициативу без инициативы педагога, инициативы управленца и т.д. То есть, система должна немного измениться.