Интервью

Эльконин Б.Д., заведующий лабораторией «Теоретические и экспериментальные проблемы психологии развития» Института психологии РАО, вице - президент МАРО, д.психол.н., профессор, г. Москва

- Какая конференция была наиболее значимой, наиболее яркой для Вас? Что именно запомнилось?

- Я их не все могу отличить, но на ум приходит вторая конференция и еще одна, которая была в 2000 году, когда только зашел разговор о компетентностях. Могу точно сказать, что они все местами бывают яркими.

На второй конференции запомнилось ощущение энергии старта. Не те или иные содержательные выкладки, а именно ощущение этой энергии. После этого мы пошли немножко линейно, как бы по протоптанной дороге. На этой конференции у меня схожие ощущения.

- Какое значение конференция “Практики развития” оказала на красноярское или даже российское образование?

- Оказать влияние российское образование вообще – невозможно (смеется), на него ничего не влияет. Что касается красноярского образования, то конференция оказала влияние сначала на становление, а потом на усилие и удержание инновационных форм, на усилие и удержание творческого педагогического акта, которые реализуются в гимназии универс. Что касается других мест, сказать не могу - я их просто хуже знаю.

Также конференция подспудно задавала и задает сейчас другую норму говорения об образования и другой опыт пребывания в образовании. Также конференция повлияла на многих ключевых людей в образовании.

- Какие темы вам бы хотелось обсудить на будущих конференциях?

- Мне все время хочется обсуждать тему возможности и условий пробы в действии одного человека в отношении другого в образовательных границах и возможностях, то есть в рамке того, когда и при каких условиях современности образование продуктивно.

 

Болотов В.А., научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор, г. Москва

- Какая из конференций вам запомнилась больше всего и почему?

- Все хороши в своем роде. Я бы не стал говорить, что первая прям “ах”, а десятая “так себе”. Для меня кроме содержания очень важно участие людей. Много народу не только из красноярского края, но и из других регионов слушает, смотрит нашу конференцию, участвует в ней. Это говорит о том, что конференция значима и интересна, и она не теряет своей актуальности и содержательной глубины.

- Какой вклад конференция внесла в красноярское или даже российское образование?

- Про красноярское образование нужно спрашивать красноярцев. Если же говорить о российском образовании, то конференция задает определенную планку, направление движения. Благодаря своему высокому уровню она позволяет профессиональному сообществу обмениваться своими мнениями, ставить те или иные проблемы и искать варианты их решения.

- Какие темы Вы бы хотели услышать на следующих конференциях?

- Суперактуальным вопросом на данный момент является проблематика, связанная с новой парадигмой в образовании. Сильно меняется роль школы, роль учителя, роль органов управления образованием. Скажу откровенно: если школы останутся такими, какие они есть сейчас, то все наши разговоры будут в пользу бедных. Поэтому необходимо сменить парадигму образования и произвести соответствующие изменения в организационных, управленческих, методических и прочих сюжетах.

 

Смирнов С.А., заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований и разработок НГУЭУ, д.ф.н., г. Новосибирск.

- Какие конференции являются для вас наиболее значимыми, яркими и почему?

- Они все разные, но могу выделить первую, когда я впервые сюда приехал. Она была яркой в том смысле, что, выражаясь образно, повеяло свежим ветром. Строго говоря, конференц формат с докладами, большими залами и чинным, академическим устройством  для меня не совсем интересен и даже скучен. Я живу проектами и провожу мероприятия в формате игр, мастерских, семинаров. Но вот эта конференция – единственная, которая всегда интересна, потому что, не смотря на свой формат, у нее есть энергетика, есть мысль, которая здесь живет, и носители этих мыслей создают стержень неумирающего действия.

- Какое выступление запомнилось больше всего за 25 лет существования конференции?

- Очень трудно сказать. Мне всегда интересен Б.Д. Эльконин, В.С. Собкин, не являющийся чистым социологом и мыслящий культурологически-гуманитарно. Всегда интересен И.Д. Фрумин со своими реформаторскими выступлениями. Мне интересна мысль, которая здесь живет и не умирает, и это здорово.

- Какое значение имеет конференция для красноярского или даже российского образования?

- Конференция – это остановка, некая точка, где люди периодически собираются по поводу своих практик в университетах, школах и т.д. Запускались и сейчас запускаются разные площадки с разными практиками развития, которые надо понять, отрефлексировать, описать и по этому поводу поговорить. И в результате рождается коммуникативный формат, и мы получаем конференцию. Она важна и нужна в условиях необходимости рефлексии по поводу интересного опыта. Другое дело, если этот опыт свертывается, редуцируется и умирает. Тогда и обсуждать нечего, тогда и конференция выдыхается. Если эти практики развития будут реализовываться в разных школах, вузах, бизнес компания, театрах, музеях и т.д., тогда будет повод обсуждать. Здесь же другая проблема: не редуцируются ли сами практики? Вот это вопрос.

- Какие темы вам бы хотелось услышать на следующих конференциях?

- Я уже много лет пытаюсь “внедриться” со своей несчастной антропологией, которая до сих пор достаточно экзотична. Хотелось бы обсуждать, что такое антропология в школе, ведь я сам учитель и веду эту дисциплину. Однако говорить об этом почти не с кем. И выйти на этот метауровень – что такое антропология в школе, что такое человек и его ситуация достаточно трудно, так как не понятен предмет и собеседники: с кем, про что и как? И в этом смысле хорошо было бы выйти, потому что мы все страдаем предметным кретинизмом, мы то рошники, то математики, то еще кто-то. Мы теряем предельную рамку. Строго говоря, в результате последних реформ, из школы “человек” вообще ушел. В школе человека нет: как ученика, так и учителя, там есть функции, более-менее успешные. Либо ты успеваешь как функция, либо не успеваешь и так вплоть до ЕГЭ. Забыли про человека. Он может быть успешным, хорошим функционером, но всего-навсего как функция, которую нещадно эксплуатируют. Что такое вернуть человека в школу? Это значит снять ему жесткую профессиональную задачу и рискнуть на “пробное действие” (на языке Б.Д. Эльконина). Но этого никто не делает.

 

Митрофанов К.Г., научный руководитель управления по привлечению абитуриентов и организации деятельности Университетского округа Московского городского университета, к.п.н., г. Москва.

- Какие конференции запомнились вам больше всего и почему?

- Знаете, я не задавался до сих пор таким вопросом. Их много, на каждой из них что-то цепляет, а что-то не очень. Не знаю, как ответить на вопрос, сейчас начну выдумывать, наверное, это будет неправильно. Давайте перейдем к следующему вопросу.

- Какое влияние оказала конференция на красноярское или даже российское образование?

- Эта конференция вывела Красноярск в некоторое место, где обсуждаются те вопросы, которые станут актуальными для других через лет 5-7. Здесь идет разговор о методологических вещах, и прежде всего о технологиях, способах, схемах мышления в образовании и социальной сфере. Это, пожалуй, делает конференцию уникальной и единственной, где обсуждаются именно такие вещи.

- Какие темы вы бы хотели услышать на следующих конференциях?

- Есть темы, которые сейчас кажутся мне очень любопытными. Они фрагментарно здесь разворачиваются, но, думаю, что очень скоро они станут центральными. Это вопрос “куда уходит образование из школы?”. И связанный с этим вопрос “что происходит с родителями?”. Ведь сейчас они становятся пока что основным оппонентом школьного образования, но из оппонирования они должны перейти в какой-то момент в конструктив. Мне интересна связка «семья-“что-то”». Вот это “что-то” пока не ясно, так как  в структуре «семья-школа» и «школа-двор» сейчас происходят изменения. Уже не школа и уже не двор, так как его нет. А школа не соразмерна ТРЦ, где реально происходит образование и социализация подростков. А семья, которая пытается сопротивляться, никуда не денется, потому что является предельной конструкцией для образования и развития. И что в ней произойдет – это самые интересные для меня вещи, которые в ближайшем будущем будут особо актуальны.

 

Имакаев В.Р., заведующий кафедрой образовательных технологий высшей школы Пермского университета, д.ф.н., доцент, г. Пермь.

- Какая конференция запомнилась вам больше всего и почему?

- Это третья конференция, в которой я принимаю участие, и могу сказать, что вот эта, 25-ая конференция яркая. По сюжетам, по близости к инновационным практикам она лучшая из тех, на которых я бывал. Те задачи и проблемы, которые освящались в прошлом году, мне кажется, организаторами учтены и вот, во второй день я ощущаю подлинный интерес. Мне даже иногда хочется пойти в два места, а в прошлые разы я больше гулял, чем посещал симпозиумы и прочие площадки.

- Какой сюжет вам интересен на данной конференции?

- Например, сегодня обсуждался проект «Реальная школа» Андрея Стеганцева и Овчинникова – не помню его имени и отчества – мне это было интересно. О той работе с молодыми педагогами, которую проводят в Красноярском крае, я раньше слышал, но некоторых нюансов и подробностей не знал, и это было хорошей презентацией проекта, который давно реализуется.

- Какой вклад внесла конференция в красноярское или даже российское образование.

- С моей точки зрения, насколько я мог понять предысторию, здесь, в Красноярске, благодаря отцам основателям – В.В. Давыдову, Б.Д. Эльконину и многим другим – была выписана целая плеяда хороших политиков образования, начиная от В.А. Болотова и заканчивая многими-многими людьми, которые либо остались в Красноярске, как Б.И. Хасан, либо перебрались в Москву, и сейчас занимаются развитием образования. Красноярск послужил точкой, откуда образовательные “Ломоносовы” поехали в Москву.

Здесь часто обсуждалось то, что потом реализовывалось на федеральном уровне и, наоборот, то, что, реализовывалось на федеральном уровне, здесь обсуждалось. Здесь находится некоторый мозговой, инновационный центр образования, с моей точки зрения, российского. Что касается красноярского края, то иметь каждый год у себя яркую плеяду ученых и практиков со всей России это очень даже неплохо.

- Какие темы вы бы хотели услышать на следующих конференциях?

- Я могу сказать, что мне сейчас интересно – мы обсуждали это с В.А. Болотовым – как учить современных преподавателей высшей школы. Потому что уровень педагогической безграмотности профессоров и преподавателей во всех университетах кроме педагогических неимоверно высок. Те педагогические технологии, которые, к сожалению, в большинстве российских вузов используются это даже не 20-ый век, а 19-ый. И сейчас существуют инновационные подходы к тому, чтобы менять педагогическую безграмотность преподавателей на педагогическую даже не то что чтобы грамотность, а перспективные, современные образовательные технологии. Вот как это делается, я бы с удовольствием пообсуждал на следующей конференции.

 

Фрумин  И.Д., научный руководитель Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор, г. Москва.

- Какая конференция вам запомнилась больше всего и почему?

- Мне больше всего запомнилась первая конференция, которая была после смерти В.В. Давыдова, когда мы проводили обсуждение его памяти. И больше всего запомнился мой доклад, потому что я над ним долго мучился. Он был посвящен компетентностному подходу. Была такая конференция, название которой было связано с этим подходом.

- Запомнились ли вам какие-нибудь выступления других участников?

- Мне запомнилось несколько выступлений В.В. Давыдова, выступление П.Г. Щедровицкого и запомнились те выступления, когда Т.М. Ковалева заговорила про тьюторство.

- Какой вклад внесла конференция в красноярское или даже российское образование?

- Вклад конференции огромен. Мы всегда старались выносить на эту конференцию вопросы, которые сверхактуальны и лежат прямо на границе современных дискуссий.

- Какие темы вам бы хотелось обсудить на следующих конференциях?

- Мне кажется, сейчас всем понятно, что на следующей конференции необходимо обсудить тему цифровизации образования.

 

Стёганцев А.В., центр дополнительного образования института повышения квалификации Красноярского края.

- Какие конференции запомнились вам больше всего?

- Я был всего на одной конференции, которая проходила два года назад. И там мне больше всего запомнился последний круглый стол, связанный с обсуждением судьбы конференции. Мне показалось очень важным привлечение всех участников вне зависимости от регалий к вопросу о том, нужна ли конференция и если да, то какая? И это, на мой взгляд, круто.

- Какое влияние конференция оказала на красноярское или даже российское образование.

- Про российское не могу сказать. В Красноярске за эти три года, что я здесь работаю, мне кажется, главное влияние было оказано на людей: они начинают потихоньку выходить из своей рутины и начинают пытаться смотреть на свою деятельность, на свою практику из более широких контекстов или, в крайнем случае, на других языках самому себе ее описывать, то есть соотносить с тем, что говорят докладчики и коллеги.

- Какие темы вам бы хотелось услышать на следующих конференциях и от кого?

- Главная тема – технологизация, образовательные технологии. И желательно, чтобы это было в формате кейс доклада, а лучше мастер класса, когда человек рассказывает о том, как он мыслит и как описывает свою деятельность, по какой технологии он это делает. И в идеале хотелось бы посмотреть фрагмент работы, чтобы можно было прикоснуться к реальной практике и провести ее рефлексию и помочь и самому выступающему найти слабые места, и обогатиться слушателю.

 

 Смолянинова О.Г., директор Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, д.п.н., Г. Красноярск.

Я всегда, когда есть возможность, участвую в конференции. Запомнила яркого докладчика Исака Давидовича Фрумина, чьи выступления всегда были абсолютно новаторскими, достаточно спорными, вызывающими горячее обсуждение. Всегда на передовой в науке Болотов Виктор Александрович. Каждая конференция - это событие в жизни, акт развития, причем собственного развития, это очень здорово. Это, безусловно, Всероссийского и, я бы даже сказала, международного уровня конференция, были и международные докладчики в разные годы. Но главное, что конференция живёт уже много лет, и интерес к ней только усиливается. Мои бывшие студенты, многие из которых защитили магистерские и кандидатские диссертации, когда-то были просто слушателями, а сейчас уже выступают с докладами. Это очень приятно, и для них это был акт развития, который помог состояться и в личной жизни, и в профессиональной.

На будущих конференциях мне бы хотелось пообсуждать взрослый возраст и возможности развивающего образования за пределами молодежного. Потому что студенчество - это все-таки молодежный возраст, а поскольку сейчас учиться надо и просто необходимо в течении всей жизни, потому что развитие - это и есть жизнь,  хотелось бы поговорить об особенности, возможностях развития во взрослом возрасте.

 

Иванова Л.В., директор Центра развития профессионального образования, руководитель регионального координационного центра "WorldSkills, к.ф.н., г. Красноярск.

Я принимала участие и присутствовала практически во всех конференциях в разных позициях. Сначала не в позиции образования, а в позиции муниципального служащего, я работала в мэрии города Красноярска. Мне очень нравится эта конференция, я применяю её идеи на практике. Я считаю, что часть проектов появились в мэрии во многом благодаря тому, что обсуждалось здесь. Я стремилась всегда со своими коллегами осмысливать, создавать практики и эффективную деятельность, и этому здесь можно было научится. 
Например, такой проект как «Кадровый резерв города», который запустился впервые в 2001 году, появился благодаря общению с организаторами этой конференции - Фруминым Исаком Давидовичем, Борисом Иосифовичем Хасаном, с другими представителями методологического движения: Блиновым Геннадием и Бутенко Андреем. 
На меня производили большое впечатление выступления Щедровицкого Петра Георгиевича, Василия Васильевича Давыдова, посчастливилось их услышать. Очень рада, что каждый год приезжает Эльконин. 
Конечно, хотелось бы обсуждать то, как сфера образования будет выглядеть в будущем, как мы отвечаем на вызовы цифровизации, как мы взаимодействуем с новыми федеральными институтами, которые задают много новых идей, проектов. WorldSkills/JuniorSkills - что это такое для образования? Только подготовка чемпионов или изменения в массовой практике? Чтобы мы посмотрели как образование меняется и будет меняться в связи с новыми вызовами, новыми проявляющимися технологиями.

 

Шилова Ольга, методист школы № 7 им. В.П. Астафьева, с. Овсянка.

Любая конференция - это движение вперёд, тем более практики развития, которые представлены в большом количестве, где каждый может подчерпнуть для себя что-то. Если каждый идёт за каким-то смыслом, то он его обязательно получает, хранит и использует в дальнейшем. 
Я убеждена в том, что сообщество педагогическое и профессорское в любом случае должны собираться и обсуждать проблемы современности, потому что они существуют. Работая в университете и придя в школу, я, конечно, понимаю, что существуют проблемы, которые необходимо решать. Молодежь и подрастающее поколение, которое мы воспитываем и пытаемся образовывать - это то, что мне не всегда понятно. И рассуждения-обсуждения, происходящие на подобных конференциях, конечно, нужны и важны, позволяют вывести эффективность обучения на новый уровень.

Очень интересует обучение подрастающего поколения и работа с ним. Эти дети/студенты могут и нас научить чему-то. Вопрос в том, чтобы понять: чему именно и надо ли учить? А может просто надо проживать совместно действия, события, эмоции, дни, минуты, даже обычная беседа может оказаться куда эффективнее. 
Пока не встретишься с тем, что тебе нужно решить, не поймёшь, как использовать все свои знания, представления и возможности.