logo-conf-ippd-2

Обзор работы секций


Представляем Вам краткий обзор работы секций.

Благодарим секретарей и руководителей секций, предоставивших нам информацию для размещения.

 

 

Секция №1 « Дошкольное образование – начальная школа» . Руководители Т.В. Скретнева, Л.Г. Обросова, В.Э. Пахальян. Секретарь О.И. Свиридова.

Из 5 заявленных было представлено 3 доклада:

1. Кириллова И.В., Алексеева Н.Ю. (г. Красноярск) «Модель перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту»

2. Койнова Т.Н., Васильев В.Г (г. Минусинск, Красноярский край) «Оценка качества предметного педагогического действия в технологии РО с точки зрения влияния на адаптивные возможности учащихся».

3.Михайленко О.А. (г. Красноярск) «Опыт реализации компетентностного подхода в дошкольном и начальном образовании».

 

Секция №2. Подростковая школа – старшая школа. Руководители Е.А. Енгуразова, А.Б. Воронцов. Секретарь Л.И. Игумнова.

Из заявленных 6 состоялось 3 доклада:

1. Асташев Б.А. «Портфолио как средство формирования у учащегося субъектного отношения к учебе»

С помощью портфолио Асташев Б.А. предлагает решить следующие задачи:

•  Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

•  Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

•  Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

•  Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

•  Содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

•  Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В состав портфолио предлагается включить следующие аспекты:

  1. Автобиография.
  2. План действий после окончания школы.
  3. Анализ итогов учебы в школе в свете п. 2
  4. Результаты, достигнутые за время обучения: участие в олимпиадах, научных конференциях, конкурсах и т.п., документы о прохождении модулей трудовых навыков.
  5. Проектные работы, выполненные в старших классах.
  6. При наличии опыта трудовой деятельности – краткий отчет

Оценивание портфолио происходит в два этапа.

2. Логинова Н.Ф., Пригодич Е.Г «Варианты образовательных программ в старшей профильной школе».

В начале презентации были представлены вопросы, на которые предлагалось ответить девятиклассникам при подготовке к переходу в старшую профильную школу:

•  Зачем я иду в старшую школу?

•  Какие задачи, трудности у меня в связи с этим возникают?

•  Что я делаю для их решения?

•  Насколько я самостоятельный человек?

•  Каково моё участие в общественной жизни гимназии?

Далее были представлены данные результатов индивидуальных собеседований с девятиклассниками перед их переходом в старшую профильную школу, из которых были прослежены две тенденции.

Затем было обозначено несколько типов готовности девятиклассников к старшей профильной школе .

В презентации были представлены  варианты образовательных программ
в старшей профильной школе , а также особенности учебных планов

Представили 3 программы:

1. Программа IBO

2. Гимназическая программа

3. Общеобразовательная программа

 

3. Муха Н.В. «Сопровождение перехода из основной в старшую профильную школу: управленческий и педагогический аспекты».

Условия:

1. Управленческие: задавание поддержка новых процессов и структур.

2. Педагогические (содержание Де взрослых и детско-взрослого взаимодействия)

3. Структурные (топика образовательного пространства).

Техники, предложенные в презентации :

1. «Горизонты»

2. «Бумеранги»

3. Вызовы» ( Challenges )

4. «Зеркала»

5. Тьюториал (индивидуальная и групповая консультация)

 

Секция №3. Старшая школа – высшее образование. Руководители Н.П. Васильева, Г.П. Синицына. Секретарь Л.С. Сибкина.

Из 8 докладов были представлены 3:

1. Л.Н.Антропянская (г.Томск) "Мониторинг инновационных образовательных результатов"

2. Н.П.Васильева (г.Красноярск) "Возрастно-психологические основания построения старшей школы как переходного института"

3. Н.И.Виталева (г.Красноярск) "Проблемы и задачи психологического сопровождения профильного обучения"

Основные вопросы, представленные на секции:

  • что является важным для старшей школы?
  • в чем сложности перехода?
  • нужно ли строить профильную ориентацию школы?
  • какова преемственность старшей школы?
  • за счет чего происходит динамика в старшей школе?
  • как старшая школа становится институтом для перехода в вуз?
  • как создать такую ситуацию в школе, чтобы ребенок мог поставить сам себе цели и как-то развивать их дальше?

 

Секция №4. Старшая школа – среднее профессиональное образование. Руководители Л.В. Казакова, А.В. Бутенко, Е.С. Рожкова. Секретарь Е.А. Казакова.

На секции из заявленных 8 состоялось 4 доклада.

1.Бородина Н.В. (г. Ачинск, Красноярский край) «Проектная деятельность как практика взаимодействия школьников и студентов колледжа».

Основные тезисы:

  • За основу взяли групповую работу
  • Все студенты были заинтересованы данным проектом
  • «Нет ленивых детей»
  • Дети освоили технику групповой работы
  • Стало ясно, что с детьми можно находится в субъект-субъектном отношении

Н.В. Бородина а своем докладе отметила, что реализация таких проектов позволяет ученику принять на себя роль учителя. Дети не соглашались со взрослыми, а предлагали свою точку зрения, свои идеи.

Н.В. Бородина:

«Студенту трудно сразу принять роль учителя, пока он еще студент. Даже все виды практики, которые существуют для студентов не очень помагают эту роль принять, потому что все равно он ощущает себя студентом, которого готовят к урокам, ставят ему оценки, и он при этом, разумеется, чувствует себя учеником. А мы считаем, что студент должен иметь возможность учиться, как можно больше взаимодействовать с детьми, что бы выйти из колледжа уже к этому готовым. Также он должен владеть проектной деятельностью, потому что это способствует правильной постановке целей урока, наращиванию профессиональных умений и т.д. И мы через создание проектов пытаемся добиться этого».

2.Диденко Л.П. (г. Канск, Красноярский край) «Модульно-рейтинговая организация учебного процесса в общеобразовательной подготовке будущего специалиста – студента педагогического колледжа».

Основные тезисы:

  • повышение качества обучения за счет активизации работы преподавателей и студентов по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения
  • осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими учебной дисциплины
  • Основные принципы МРС ( модульно-рейтинговая система)
  • Этапы разработки и внедрения МРС в образовательный процесс
  • Технологическая карта дисциплины,  учебные материалы
  • Организация МРС
  • Анализ результатов и корректировка материалов МРС

Диденко Л.П. отметила в своем докладе, что выпускники, которые выпустились из школы еще не умеют самостоятельно работать, планировать и это является проблемой. Самое главное – это перестройка сознания. И, как решение этой проблемы, они дают мотивацию студентам для успешности.

3.Иванова Т.В. (г. Красноярск) «Дополнительное образование как способ преодоления дефицитов перехода старшая школа- среднее профессиональное образование».

Основные тезисы:

  • Универсальные компетентности
  • Необходимо умение учиться. Школа задает это умение
  • Дополнительное образование (клубы, мастерские, курсы по выбору, проекты студентов)

Поставил под сомнение правильность заданной темы. И завязалась дискуссия, непосредственно, по поводу названия доклада.

4.Карепова Е. Г. преподаватель психологии КГОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького» (г. Красноярск) «Специфика перехода от старшей школы к профессиональному образованию в контексте разрешения возрастных задач юности».

Основные тезисы:

•  Граница между подростковым возрастом и юностью есть не только подготовка к взрослой жизни, но и еще один кризис при переходе к этому возрастному этапу. И отчасти этот кризис связан с изменением социального статуса – от ученика школы к студенту вуза или ссуза

•  Основная задача юности – достижение социальной зрелости

•  задача юности – формирование самосознания и собственного мировоззрения

•  Переход от подросткового возраста к периоду юности совпадает с переходом от ступени общего образования к ступени профессионального образования

•  Возрастные задачи юности реализуются в контексте адаптации молодого человека к новым условиям студенческой жизни

•  Выбор профессионального учебного заведения мотивирован выбором той или иной деятельности в будущем. Выбор средств разрешения возрастных задач юности определен индивидуальными особенностями, возможность для реализации которых дает образовательное учреждение

Карепова Е. Г. отметила, что переход – это смена не только социального статуса, но и психологического статуса.

 

Секция № 5 «Высшее образование: бакалавриат - магистратура». Руководители А.М. Аронов, Т.М. Ковалева, К.Г. Митрофанов. Секретарь – А.М. Скрипка.  

Из заявленных 7 было представлено 4 доклада:

1.Блинов Г.Н. (г.Железногорск) «Проектная деятельность студентов как новая форма профессионального образования».

2.Грибов Е.Н., Кузнецов И.А. (Г. Северск. Томская область) «Тьюторское сопровождение процесса профессионализации в высшей школе»:

Функции тьютора :

  1.  
    • Командообразование
    • Карьерная и образовательные стратегии и их соотнесение
    • Картирование мест максимального проявления своих способностей

3. Клымчук Е.А. (г. Томск ) « Тьюторское сопровождение процессов самоидентификации в высшей школе»

 Тьюторская работа - это обустройство ситуации смены категорий.

4.Кобзева Л.В. (г. Томск) «Тьюторство в техническом вузе как обеспечение перехода к новому типу образования, «порождающему» субъектов инновационной деятельности»

Антропное расширение тьюторства.

К.Г. Митрофанов, г. Красноярск:

«От секции я ожидал неожиданностей. Я их увидел. Доклады мне были интересны, то чем занимаются ребята, мне это любопытно. У них, безусловно, есть перспективы собственного развития».

А.М. Аронов, заф. кафедрой педагогики высшей школы КГУ, кандидат физико-математических наук, профессор, г. Красноярск:

«Настолько содержательной постановки вопросов, я даже и не ожидал. Обычно на конференциях у нас идет такое «чириканье» авторы хотят, что-то сказать, а аудитория терпеливо слушает, ожидая возможность высказаться. Но сегодня, за счет присутствия экспертов получилась дискуссия. Я очень доволен».

Секция №6. Из системы образования в рынок труда. Руководители А.Ф. Лузакова, А.Н. Юшков, Д.А. Толстой. Секретарь И.С. Вологдина.

1.Геппер И.Я. (г. Ачинск, Красноярский край) «Роль технологии «Вертикальный тематизм» в профессиональном становлении будущего специалиста».

Велось активное обсуждение того, что докладчику необходимо повернуть и посмотреть на проект с другой, более продуктивной стороны.

2. Жегин П.А. (г. Москва) «Переход от образовательного к практическому действию: поиск площадок перехода, потенциальные партнеры образования».

Как отмечает секретарь секции, по данному вопросу велось активное и продолжительное обсуждение, аудитория была разнообразна и состояла из представителей системы НПО (начальное профессиональное образование) и СПО (среднее специальное образование).

Секция №7. Информатизация образования: переход от реального к виртуальному образованию. Руководители В.А. Удалов, С.В. Сытникова. Секретарь Ю.В. Малиновская.

Из 7 заявленных было представлено 3 доклада:

1. Соколова Т.Н. (г. Зеленогорск, Красноярский край) «Дистанционная олимпиада по профильной ориентации - инструмент формирования ИКТ компетенций школьников».

Соколова Т.Н. представила проект «Твой выбор», в рамках которого осуществляется краевая олимпиада.

Цель олимпиады:

Профильная ориентация учащихся средствами дистанционной олимпиады и формирование у участников информационно - коммуникативной компетентности, навыков рефлексии.

Направления:

  • профильная ориентация,
  • психология профессионального
  • и личностного самоопределения

Критерии оценки работ участников:

  • информационно-коммуникативная компетентность,
  • оригинальность
  • творческая продуктивность.

Итоговый результат – самоопределение, создание «карт» карьеры ( mindmapping )

Соколова Т.Н.: «Именно в возрасте 13-14, а это то время когда ученики могут принять участие в олимпиаде, необходимо проговаривать свое будущее».

2. Самсонова Е.С. (г. Москва) «Информационно-коммуникативные среды как возможность для активизации процессов самоорганизации старших школьников и студентов».

•  Самсонова Е.С. по ставила вопрос о том, существует ли вообще сайт, который как-то влияет на саморазвитие и самоорганизацию человека вне зависимости от его возраста? Оказалось, что подобных сайтов по крайней мере в России нет.

•  Начала с определения понятий «сайт» и «самоорганизация».

  • Выделила этап «пользователь», на котором важным фактором является наличие мотивации при условии, что какая-то цель у человека есть. И тогда такой сайт способен дать возможность увидеть дефициты, мешающие достижению цели. Сайт дает информацию о возможности устранения данных дефицитов.  

•  Закономерным окончанием этапа «пользователь» должен стать переход человека в статус «разработчика»

3. Котова Л.А. (г. Красноярск) «Сетевая модель дополнительного образования «Школа-Колледж-Вуз» как фактор профилизации школы».

Цель проекта – развитие системы профилизации школы на основе сетевой модели дополнительного образования «Школа-Колледж-Вуз»

Были представлены следующие материалы:

•  Модель непрерывного образования

•  Проектный подход к созданию профильного образования в гимназии

• Схема взаимодействия гимназии

• Модель сетевой лаборатории

Ожидаемые результаты проекта:

•  Создание сетевой модели интеграции сфер дополнительного образования школы, колледжа и вуза (структура, управление, отношения);

•  Появление сетевой модели диагностики качества знаний обучаемых;

•  Создание методики разработки и реализации сетевых проектов.

Ваши впечатления по итогам секции? Получилась ли дискуссия?

Сытникова Светлана Васильевна, зам. директора Краевого педагогического центра по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью "Школа Космонавтики", руководитель секции:

« Темы трех основных докладов, представленных на секции, касались форм организации деятельности старших школьников, начиная от дистанционной профильной олимпиады и заканчивая способами предъявления себя окружающим через интернет-пространство, через деятельность на сайте. Дискуссия получилась именно потому, что у нас уже есть определенное ощущение того, что образование при помощи электронных средств это не только дистанционные курсы, размещенные в интернет, что это не только существенное сокращение расстояния между учителем и учащимся через образование на сайте, но и способ приращения каких-то новых знаний и умений через различные формы сетевой организации деятельности.

Наиболее интересными, на мой взгляд, были вопросы, адресованные к третьему докладу, где речь шла о сетевой соорганизации образовательного пространства школы, начального профессионального образования и вузов».

Секция №8. Дополнительное образование – основное образование. Руководители А.В. Дорохова, Г.Н. Блинов. Секретарь А.И. Проводникова.

Из 4 заявленных докладов состоялось 3:

1. Куваева О.А. (г. Канск, Красноярский край) «Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы».

2.Ермаков С.В. (г. Красноярск) «Институты и уклады в открытом дополнительном образовании: к постановке проблемы».

3.Аверков М.С. (г. Красноярск) «Эффективность интенсивной школы как формы деятельностного образования ».

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика