logo-conf-ippd-2

Панельная дискуссия

Конференцию открыл хор гимназии «Универс» п/у А.В. Лисюткина

 

 

Панельная дискуссия была открыта обращением Губернатора Красноярского края А. Г. Хлопонина . Основной идея: те задачи, которые сейчас выдвигаются перед нашей страной в современном мире, будут реализовываться молодым поколением.

Приоритетной задачей является формирование гражданского общества, которое должно поставить перед властью определенные задачи, только тогда власть сможет их решать. Цитата из выступления: «Если общество безграмотно, то и власть безграмотна». Чтобы общество в целом могло сформулировать такие задачи, необходимо начать с главного - научить молодое поколение формулировать такие глобальные задачи, различая при этом собственные цели. Следовательно, нужно искать ту самую «якорную точку», откуда нужно начинать это формирование.

Малокомлектная школа не может сформировать нужных качеств ученика на выходе из нее, в то же время мы не позволяем школам такого типа изменяться. Существует несоответствие между поставленными перед образовательной системой задачами и подготавливаемыми ею специалистами. Александр Геннадьевич поставил вопрос: «Понимают ли дети, когда они выходят из школы, куда они попадают? – нет, не понимают. Мы не учим наших детей мыслить по-новому».

Павел Аркадьевич Сергоманов (модератор панельной дискуссии) задал вопрос: почему нужно строить практическую границу возраста? На этот вопрос ответил

Геннадий Николаевич Блинов : существует различие между номинативным (по паспорту) и реальным возрастом. Необходимо определиться с тем, что собственно вкладывается в понятие «юношеский возраст».

В течение всей дискуссии так или иначе затрагивался вопрос самоопределения юношества. Максим Гуревич заметил, что именно для этого возраста характерна инфантильность – т.е. неумение и нежелание принимать на себя ответственность за принятое решение. Важнее разделять людей не по возрасту, а по их ответственности и инфантильности, которые противопоставлены друг другу. Основной вопрос: где граница, до которой человек лично отвечает за себя? Также Максим Гуревич отметил, что важнее не определять границу возраста, а понять разницу между проектом (идеей), которая затем может быть реализована на практике, и мечтой, которая бездеятельна сама по себе. Юность – это как раз период мечтания, надо, чтобы в образовательной практике появилась разница между понятиями. Тогда можно будет формировать ответственность у молодежи.

 

Вячеслав Владимирович Башев отметил, что чтобы удерживаться в русле дискуссии, нужно определиться с пониманием того, что такое детство. Детство было выделенным не всегда (КИТ). Детство – когда человек непосредственно не включен в преобразующую деятельность, а также внешние санкции не носят необратимый характер. Основной вопрос - юность – вершина детства или начало взрослости? Решение зависит от того, как определяются задачи данного периода. Задачи, как правило, проектируют педагоги, следовательно, юность можно считать взрослым периодом. Тогда какие необратимые санкции к нему можно применить? Лучше понимать юность как детство, как подготовительный период к переходу. То есть это процесс планирования собственного будущего и взвешивания ресурсов по его реализации (основной проект юности: как я буду добиваться чего я хочу?)

Каждый возрастной период имеет свой тип самостоятельности. Этот период – юность - максимально ответственный период, потому что юноша ответственен перед собой за свое будущее. Следовательно, юношество - это вершина детства.

 

Александр Анатольевич Попов высказал тезис о том, что в современной России существует процесс кадровой голодовки. Не хватает квалифицированных кадров - «народ надо менять».

Александр Анатольевич выделил 3 основных компетенции, на которые нужно в рамках конференции прежде всего обратить внимание:

•  гражданская

•  личностная

•  профессиональная

Повлиять на эти три сферы - есть главная социальная задача образования. Тогда юношеский возраст - это не детство и не взрослость, это переход в онтологическое (бытийное) поле. Главный вопрос, который решает юноша - что есть современность. А в современном мире распространена ситуация тотальной неопределенности (например, какой ВУЗ, специальность и т. п. будет современным через 10 лет?)

 

 

Алексей Николаевич Юшков : отметил, что проблема самоопределения в этом периоде – это поиск ниши на рынке труда. Однако подготовки и осознания себя как рабочей силы не происходит.

 

Бурное обсуждение вопроса о том, что такое юношество, как можно определить это понятие, развернулось между участниками панельной дискуссии, находящимися на сцене, и залом. А. Великанова (НПФК) отметила, что юношеский возраст – это возраст, когда человек готов учиться. Но в нашем нестабильном обществе успешен именно тот, кто постоянно учится, способен двигаться и развиваться. Вопрос ответственности в юности не стоит, но она не наступает и во взрослом периоде – человек работает, но не за что не отвечает. Он всегда является как бы потенциальной рабочей силой, потому что в любой момент может потерять свою работу и ему придется заново учиться. Однако взрослый человек – это тот, кто может принять на себя ответственность.

Б.Д. Эльконин отметил, что все участники дискуссии говорят об одном и том же, но с разных позиций. Принципиальное требование жизни к человеку вообще – возможность адаптации и приспособления в любой среде, то есть то, что характерно для юношества. На что М. Гуревич ответил, что конечно, жизнь устроена неправильно, однако нужно менять не ее, а людей, научить людей ответственности. Потому что именно ответственных людей не хватает везде, и проблема не в нехватке трудовых ресурсов, а в нехватке ответственности.

А.К. Лукина предложила разграничить возрасты так: ребенок – это тот, за которого отвечают другие, юноша готов отвечать за себя, а взрослый принимает ответственность за других.

Б.И. Хасан задал провокационный вопрос: где можно взрослым без особого риска отступить, чтобы дать возможность самоопределиться юношеству? Чтобы не получилось так, как у В. Голдинга…

А. Г. Каспржак отметил, что юношеский возраст связан с ответственностью, это подготовка к жизни, но такое понимание – это понимание взрослого. Ребенок все это время продолжает жить, то есть его подготовка к взрослости – это и есть жизнь.

В целом можно отметить, что дискуссия состоялась, однако ее участники не пришли к единому мнению, что вполне естественно для начала конференции – ведь тема только начала обсуждаться.  

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика