logo-conf-ippd-2

Большие пленарные доклады


И.Д. Фрумин (советник по образованию Всемирного банка реконструкции и развития, д.п.н., г. Москва).
Доклад "Социально-экономическое развитие и следующее поколение: ПЯТЬ ПЕРЕХОДОВ" . скачать (WinRARArchieve 409 kb).

Основные тезисы доклада

Несмотря на то, что на вчерашней экспертной дискуссии пришили к выводу, что школа отвечает только за то, чтобы ребенок поступил в ВУЗ, в докладах А.Г. Хлопонина и А.М. Клешко прозвучала идея о том, что образование имеет более широкие рамки – социально-экономические. То есть школьное образование – это та рамка, в которой можно оценивать движение, которое происходит с ребенком с точки зрения социально-экономического развития. Докладчик имеет опыт работы с экспертами Всемирного банка, которые подготовили важный документ, который является ежегодным: доклад о мировом развитии. В 2007 году тематика доклада обращена к проблеме молодежи: «Социально-экономическое развитие и следующее поколение». Обращение мирового сообщества к этой теме неслучайно: в 2000-е годы по сравнению с предыдущими поколениями отмечается рост молодого поколения. Важнейший вопрос: что с ними делать? Этот колоссальный потенциал необходимо использовать. Докладчик выделил две позиции:

•  большое количество молодежи (одновременно: риски и возможности)

•  успех в распространении образования, который может создать вызовы в будущем.

Эксперты Всемирного банка считают, что юношеский возраст – это не вершина детства, а переход к взрослой жизни. Соответственно возникает вопрос – как можно управлять этим переходом и возможно ли им управлять вообще? Еще один вопрос: какова роль образования в этом случае?

Докладчик выделил пять переходов:

•  ПЕРЕХОД К УЧЕНИЮ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ

•  ПЕРЕХОД В МИР РАБОТЫ

•  ПЕРЕХОД К СОЗДАНИЮ СЕМЬИ

•  ПЕРЕХОД ОТ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ

•  ПЕРЕХОД К ДРУГОМУ СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

Эти переходы «как бы тащат человека».

На конференции обсуждаются вопросы внутреннего развития человека, игнорируя при этом интеллектуальное развитие и внешний (социально-экономический) контекст. Однако именно внешний контекст перетаскивает человека через переходы, и это объективно. При этом происходят и субъективные процессы:

  1. поиск идентичности
  2. развитие инициативы и самостоятельности
  3. становление сексуальности
  4. процессы, описываемые возрастными периодизациями.

Интересный вопрос – о взаимосвязи этих процессов. Пока он остается без ответа.

Так вот внутреннее развитие является важным ресурсом управления переходами.

Выделяется 4 основных инструмента управления переходами:

  1. расширение возможностей (доступ и равенство);
  2. развитие потенциала реализации возможностей (когда возможности есть, а потенциала реализации нет);
  3. еще один шанс (когда молодой человек может получить еще одну возможность самореализации – например, при выходе их мест лишения свободы. В России таких юношей – около 1 млн.)
  4. регулирование взаимодействия объективных переходов и субъективных процессов

Разные группы молодежи двигаются в переходах по-разному. Измерения переходов (докладчика смущает термин «измерение») зависят от следующих факторов:

А) гендерный

Б) социальное положение (особенно актуально в России за последние 10-15 лет)

В) этнические группы

Г) мигранты

Ключевая задача, которая стоит перед государством – не только обеспечение возможностей (что может привести к риску повторения ситуации во Франции, когда у молодежи отсутствует мотивация к конкуренции), но, скорее, формирование потенциала. Важно научить принимать правильное решение о дальнейшей трудовой деятельности, чтобы не происходило завышения самооценки. В этом смысле дискуссии о творческом развитии становятся бессмысленными.

Докладчик предложил вопросы для обсуждения, которые, очевидно, будут обсуждаться на экспертной дискуссии.

Подробнее смотрите в презентации.

 

А.А. Пинский (директор центра социально-экономического развития школы Высшей школы экономики, к.п.н., г. Москва).
Доклад "Комплексный подход к реформированию школы".
скачать (WinRARArchieve 15.7 Kb).

Содержание доклада можно проследить по презентации. Выделим несколько важнейших тезисов докладчика.

Реформирование образование РФ стартовало одновременно с нашими соседями из Ближнего Зарубежья. Если сначала страны ЦВЕ (центральной Восточной Европы) ориентировались на то, что происходит в России, то сейчас ситуация изменилась. «Их» образовательные реформы по крайней мере на шаг впереди аналогичных реформ в России. Это связано с тем, что до сих пор нет законодательной базы, регулирующей введение подушевого финансирования школ, тормозится система реформирования оплаты труда учителей, не происходит роста автономии школы (она по-прежнему зависит от районо и гороно), причем такая автономия должна, по мнению докладчика, сочетаться с активным общественным участием (Попечительские советы и тп.). Кроме того, до сих пор образовательные стандарты не ориентируются на становление компетентности, а только декларируют его. Это можно отследить по существующим принципам оценивания.

На фоне общей ситуации с реформированием образования по России выгодно отличается ситуация в Красноярском крае, где существует много инновационных программ. Именно этот фактор докладчик отнес к позитивным –фактор внедрения образовательных реформ на региональном уровне. Ключевая идея – необходимо институциональное стимулирование: создание организационно-экономических механизмов, которые будут стимулировать рост качества и развития школы. Именно об этом постоянно говорит Президент России В.В. Путин.



 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика