logo-conf-ippd-2

Панельная дискуссия

"Что ситуацию определяет как ситуацию развития?
Что среду делает образовательной средой?".


Модератор панельной дискуссии Вячеслав Владимирович Башев подчеркнул, что панельная дискуссия задает тон конференции и от того, как она проходит, зависит содержательный накал конференции в целом. Тематика конференции, и панельной дискуссии в частности, направлена на обсуждение базового понятия психологии развития - социальной ситуации развития. Для последующей работы важно конкретизировать это понятие, проиллюстрировать его на примерах.

  •  

      1. Смысловая реконструкция;
      2. Преодоление сложившихся схем;
      3. Новые горизонты.
      Ответить на вопрос "Какую ситуацию можно полагать как ситуацию развития?" следует так: "Никакую". В уже сложившемся никакого развития не будет.

      1. Непосредственное окружение;
      2. Контекст.
      В социальной ситуации развития человек имеет возможность свободного действия и собственной активности.

      1. В какой степени образовательная среда является составной частью содержания образования?
      2. Главная беда сегодняшней школы - несоответствие внутренней и внешней среды школы. Реформа школы также лежит здесь, в характере отношений. Это важно.
      3. Что есть ситуация развития? Когда мы обсуждаем социальную ситуацию развития, нужно ее рассматривать отвлеченно от идеального образа, сложившегося в голове педагога.
  • Основные тезисы участников Панельной дискуссии:

    Б.Д. Эльконин:
    Социальная ситуация развития прежде всего представляет собой способ включенности в обстановку. Такая включенность характеризуется тем, что опыт и уже приобретенные схемы требуют преодоления, открывает новые горизонты.

    Для социальной ситуации развития характерно:


    Т.М. Ковалева:
    Когда обсуждается социальная ситуация развития и образовательная среда в педагогике, то имеется в виду насыщение, наполнение этой среды. На конференции важно рассмотреть аспект такого отношения с ребенком, при котором сам взгляд на любую среду формируется как образовательный. То есть ребенок может любую среду воспринимать как образовательную. Нужно держать эту установку.

    С.Н. Ким:
    Телевидение не представляет собой никакой образовательной среды - там нет такой задачи. Основные задачи телевидения - информировать и развлекать.
    Ситуацию развития делает человек, который пришел что-то развивать. Педагог делает среду образовательной. Именно педагог может выносить в дискуссии, происходящее на экранах телевизора.

    М.В. Кларин:
    Что делает среду образовательной средой? Я вижу такой ответ: системное внимание к образовательной практике со стороны заинтересованных субъектов.
    Мне интересно соотношение между внутренним движением человека, динамикой его личных смыслов в жизни и профессиональным, корпоративным движением.

    И.Д. Фрумин:

    Выделяются два представления о среде:



    А.Г. Каспржак:

    Для обсуждения на конференции предлагается три дискуссионных вопроса:



    П.А. Сергоманов:
    Если ситуация содержит в себе конфликт, то ее можно определить как возможность социальной ситуации развития. Но не всякий конфликт и трудность создают социальную ситуацию развития. Должно быть еще что-то втрое, что можно обозначить как принятый вызов, принятый конфликт.
    Таким образом, социальная ситуация развития определяет принятый вызов как учебный, в котором результат не определен.

    Е.Ф. Сабуров:
    Развитие с экономической точки зрения представляет собой расширение возможностей, расширение свободы.
    В настоящее время свобода - не условие, а цель развития.
    На наш взгляд, правила и ограничения не сужают, а расширяют свободу. Правила передаются через образование.
    Образование - благо, которое создает сам человек. Образовательная услуга - это не само образование с точки зрения экономики. Образование совершает сам человек, и как человек это делает - для меня наиболее интересный вопрос.

    А.А.Попов:
    Современную ситуацию развития следуют понимать как ситуацию неопределенности, в которой у человека есть возможность стать субъектом. И образовательная среда должна быть выстроена как ситуация неопределенности.
    Для социальной ситуации развития необходим и важен специально подготовленный менеджмент, который способен ее капитализировать.


Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика