logo-conf-ippd-2

Большие пленарные доклады


К.Н. Поливанова (ведущий научный сотрудник ПИ РАО, д.психол.н., профессор, г.Москва).
Доклад "Среда и социальная ситуации развития в образовании".

Файл презентации, которая легла в основу доклада можно
скачать здесь (WinRARArchieve 15,1kb).

Были ли обозначены проблемные точки в ходе дискуссии после доклада?

"Проблема взрослого, который демонизируется. Мифологизируется роль взрослого - непосредственного, живого человека, который участвует в развитии ребенка. Я не могу этого отрицать - это было бы глупостью, в принципе, взрослый является элементом среды. Поэтому вопрос Елены Олеговны Смирновой про взрослого, я ждала. В этом смысле, я приводила слова: "Суха мой друг теория, а древо жизни пышно зеленеет". Так вот я про теорию, которая сухая, а древо жизни..., в кулуарах мне стали задавать вопросы: например, господин Тубельский говорил: "У меня в школе происходит таким-то образом". Я ему отвечаю: "Знаете, Вы - живописец, а я - аналитик. Ваша живопись всегда будет лучше, красивее и богаче моей аналитики. Но моя версия заключается в том, что без аналитики нельзя понять живописи. Я выделяю сущностные, как мне кажется, вещи, которые не всегда видны в реальной, живой жизни. Дальше здесь я ставлю точку и говорю: есть масса других теорий, которые могут описывать другие стороны Вашей, живой жизни, она потому и живая, что её можно описывать с бесконечного числа позиций. Я нахожусь в определенной научной и профессиональной традиции, и в своем докладе я её актуализирую, вынимаю и выкладываю". Например, я взяла Колба, для меня это новый опыт, а оказалось, все его знают. Я искренне порадовалась тому, что все такие образованные. Я попыталась со своей точки зрения посмотреть на эти американские "штучки", которые нам как всегда чужды, оказалось, что там можно вынимать интересное. У меня есть метод, я думаю, и я везде его применяю, но не все этим методом можно схватить, вот позиция в чем заключается".


Мнениями о докладе К.Н. Поливановой "Среда и социальная ситуация развития в образовании" поделились слушатели:


О.Г. Баландин, руководитель психологической службы гимназии "Универс":

"Я искренне рад тому, что на психологическом языке обсуждается социальная ситуация развития и считаю, что обсуждение очень важное, как и вопрос про то, как ребенок может заметить взрослого и то, что взрослый ему показывает. И замечательно, что этот вопрос ставится. То, чего бы хотелось - это побольше "живого" материала, т.е. нужны экспериментальные данные и образы того, как это случается".

Насколько в современной школе удается создавать социальную ситуацию развития по тому типу, про который говорила Катерина Николаевна, и возможно ли это вообще?

"Мы все видим, насколько это возможно. У старших школьников и у младших школьников это лучше получается, а с подростками сложнее. Т.е. подростки хорошо замечают то, что мы им показываем. Но это не всегда про образование, про культурные способы действия - для подростков это традиционная проблема".

О.А. Осипенко, Красноярский государственный университет:

"Для меня Поливанова - один из реальных умных психологов. И в этом смысле доклад мне понравился очень, поскольку он говорит про конкретные реальные вещи, которые понятны многим, из которых можно построить действие, которое, возможно, и приведет к развитию. Это не обсуждение в теоретическом поле, что происходит чаще. Конечно, замечательно, когда есть теория, когда ты ею владеешь. Но она для многих, в том числе практиков, не понятна, она отстранена от действительности. Может быть за рубежом - обращаясь к схеме из доклада - они прошли уже этот этап. Поэтому у них всегда все просто и конкретно, а мы тут чего-то теоретизируем. Очень полезный доклад, очень адекватный. Даже по вопросам - такое ощущение, что вопросов из теоретической плоскости и не было".

 


Ю.Г. Панюкова (Сибирский юридический институт МВД РФ, д.психол.н., г.Красноярск).
Доклад "Субъекты и пространство образовательной среды: психология взаимосвязи".

 


И.М. Реморенко (заместитель Директора департамента по образовательной политике Министерства образования и науки РФ, г. Москва).
Доклад "Образовательная среда Российской Федерации: попытки анализа и выводы".

Файл презентации, которая легла в основу доклада можно
скачать здесь (WinRARArchieve 168kb).

И.М. Реморенко рассказал о важных моментах, на которых был сконцентрирован его доклад:

"Помимо образовательных учреждений нужно принимать во внимание наличие того естественного образования, которое не вписывается в логику деятельности образовательных учреждений, т.е. то, что не делает школа, но делают другие институты не образовательные. Нужно понимать, что делают недействующие институты образования, но образовывающие.

Также нужно понять, какие нормы неинституционализированного такого средового образования могут быть перенесены в действующую систему образования, т.е. какие нормы надо поменять, чтобы те эффективные тенденции в образовательной среде были перенесены в систему образования.

Одна из линий дальнейших работ - это понимание того, как меняются рынки труда и, в связи с этим, каковы изменения направлений подготовки в образовании. И еще одно направление - это, собственно, создание таких условий, чтобы в регионах могли самостоятельно анализировать, воспринимать ситуацию в образовании и находить решения - каким образом делать так, чтобы регионы могли самостоятельно и эффективно это делать".

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика