logo-conf-ippd-2

Малые пленарные доклады

"Поддержка образовательных реформ: политика государства и роль СМИ"

Елена Анатольевна Ленская (заместитель директора Британского Совета по вопросам образования и преподавания английского языка, г. Москва):

Модератор - Вячеслав Владимирович Башев ( генеральный директор КУГ "Универс", научный сотрудник ИППР).

В докладе был сделан акцент на организации взаимодействия со средствами массовых коммуникаций в целях поддержки образовательных инноваций. На основе анализа опыта работы были предложены конкретные решения для наиболее объективного освещения хода реформы, начиная с этапа подготовки.
Файл презентации, которая легла в основу доклада можно скачать здесь (WinRARArchieve 9kb).

"Педагогические уроки PISA (перспективы применения результатов международных исследований в российском образовательном контексте)"

Анатолий Георгиевич Каспржак (декан факультета менеджмента в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, г. Москва)

Модератор - Олег Геннадьевич Баландин (директор психологической службы КУГ "Универс", научный сотрудник ИППР).

   Каспржак Анатолий Георгиевич: "На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что зарубежные тесты, которые мы внедряем в нашу систему образования дают низкие результаты. Многие склонны объяснять данное положение недостаточной адаптированностью тестов, однако имеет смысл говорить о неготовности к решению подобных тестовых задач, особенностях российской системы образования. Наши школьники имеют следующие дефициты при решении тестовых заданий

  1.    неумение работать с текстом
  2.    дети хорошо работают с общим материалом, но не обращают внимания на детали
  3.    хорошо решают количественные задачи, но не качественные
  4.    дети не так и не то "вычитывают" в тестовых заданиях
  5.    материал подается на "блюдечке с голубой каемочкой". Это является причиной
      того что дети не могут
    •    решать задачи на реконструкцию условий, требующих переформулирование вопроса
    •    не могут найти дополнительные/ приблизительные данные для решения задачи
    •    поиск дополнительных данных и извлечение информации из более широкого (не учебного) контекста
    Пути преодоления:
  1.    отказаться от "особо точных" инструкций при решении определенной группы задач
  2.    поступиться (там, где это педагогически оправдано) научной формулировкой

   Также актуальной проблемой является взаимная изоляция школьных предметов: если в тексте задачи есть сигналы, которые указывают школьнику на тот или иной предмет, то способ решения задач для него становится однозначно определен. Одним из возможных вариантов преодоления является решение школьниками "жизненных задач". "У нас учеба не для жизни", существуют реальные сложности: соотнесения формулировки с адресатом (например, объяснить что-то "дядюшке", учителю etc); использование личного опыта, а также реконструкция замысла автора. Решением может быть следующим: подбор текстов задач имеющих смысл для школьника, содержащих социальные проблемы.

"Исследование динамики и особенностей детских интересов"

Наталья Петровна Васильева, Елена В. Никитина, Марина Викторовна Рычкова, Марина Михайловна Кужабекова, Борис Иосифович Хасан (г. Красноярск)

Модератор - Катерина Николаевна Поливанова (ведущий научный сотрудник ПИ РАО, доктор психологических наук, г.Москва ).

"Наша задача: обнаружить сферы, в которых лежат интересы школьников на протяжении всего периода обучения и как эти интересы изменяются от возраста к возрасту. А также ответить на вопрос о том, с какого возраста школьники могут выступать субъектами образовательного процесса. Гипотеза: обнаружить подлинный интерес можно, если создать экспериментальные условия, инициирующие распределение ресурсов. Интерес локализован там, куда вкладываются ресурсы. На основании гипотезы была разработана методика "Виртуальная школа" для решения поставленной задачи. В "школе" у детей было два ясно измеренных ресурса: время и деньги.Один игровой год структурирован как в школе — четвертями. Предлагалось выбрать занятия из трех сфер: вынесенная учебно-предметная сфера, внешкольное образование и сфера свободного времени".

    Выводы
  1. Разработанная нами методика позволяет выявить образовательные интересы (на основании деятельности осуществляемой школьниками в экспериментальных условиях).
  2. В результате исследования была выявлена еще одна значимая область - область межличностных отношений (как горизонтальных, так и вертикальных).
  3. Распределение интересов зависит от организации школьного пространства.
  4. Некоторые школьники с девятого класса могут быть субъектами образовательных отношений
 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика