logo-conf-ippd-2

Малые пленарные доклады

"Проблемы толерантности в подростковой субкультуре"

Владимир Самуилович Собкин (директор Центра социологии образования РАО, член-корреспондент РАО, д. психол.н., г. Москва)

По мнению Владимира Самуиловича, в докладе: "важно было продемонстрировать общий ход, замысел и направление исследования".

Основной вывод заключался в следующем: "если мы хотим заниматься воспитанием толерантности подростков способами образовательного процесса, нельзя забывать о той массовой культуре, которая действует вокруг подростка, вне школы". К сожалению, школе очень трудно найти формы воспитания, потому что оказывается, что "противовесом к ней стоят процессы, происходящие в обществе, так, называемая, массовая культура", - Собкин В.С.

"Методы нравственного воспитания в разных программах образования дошкольников"

Елена Олеговна Смирнова (зав. Лабораторией Психологического института РАО, д.психол.н., профессор, г. Москва).

Модератор - Сергей Леонидович Братченко (доцент кафедры педагогики и андрагогики Санкт-Петербургского университета педагогического мастерства, докторант, к.психол.н., г. Санкт-Петербург).

Смирнова Е.О.: "В моем докладе речь шла о нравственном развитии и воспитании ребенка, причем, ребенка дошкольного возраста, потому что эта реальность наиболее интенсивно закладывается именно в дошкольном детстве. Мы рассматривали разные подходы к этому нравственному воспитанию, которые существуют в данный момент, а они все сводятся, в основном, к вербальным методам доказательства или объяснения причин, почему, как надо себя вести. Эти методы явно недостаточно эффективны, потому что знания далеко не всегда порождают соответствующие способы поведения".

Далее Елена Олеговна рассказала про свою экспериментальную психологическую работу, где вскрываются психологические, с её точки зрения, условия нравственного воспитания. Речь также шла о возможных приложениях этого эксперимента в педагогической практике.

"О способе анализа задач ПИЗА"

Галина Анатольевна Цукерман (ведущий научный сотрудник ПИ РАО, д.психол.н, г. Москва), Модератор - Ольга Игоревна Свиридова (зам. Директора начальной школы гимназии "Универс", г. Красноярск).

Цукерман Г.А. кратко рассказала о событиях на пленуме: "Я показала результаты компетентностного теста для 15 лет полученные в 91 школе на двух задачах, а не на всем тесте, в сравнении с результатами общероссийской выборки. Это дало возможность обсудить вопрос о соотношении теоретического мышления и компетентности, и поставить под сомнение тестирование как способ оценки компетентности".

"Оценка изменений в школе: институциональные и инструментальные условия"

Сергоманов Павел Аркадьевич (зав. лабораторией ИППР СО РАО, к.псих.н., доцент, г. Красноярск)

Модератор - Катерина Николаевна Поливанова (н.с. ПИ РАО, д.психол.н., профессор, г. Москва)

П.А. Сергоманов: "Основные тезисы доклада, выносимые на малое пленарное заседание:

  1. Школы должны быть самостоятельными организациями;
  2. Школы должны вступать в переговоры со всеми субъектами, которых касаются изменения обучения детей, прежде всего;
  3. Для того, чтобы все эти предыдущие два были возможны, нужно проводить исследования, собирать данные, для того, чтобы отвечать на вопросы не огульно, а имея на руках некоторый обзор ситуации, ее характеристики.

Именно в этих рамках проводился семинар, его краткий обзор:

  • идея изменения относится к конкретной ситуации, но сам источник изменений не ситуация, а видение. Если я ситуацию вижу, то я в состоянии предсказать, что в ситуации будет, а что нет,
  • обзор ситуации старшей школы на семинаре начинался не с профилизации, а относительно изменений в целом,
  • ключевой опорой в обсуждении служило обсуждение не того, что будет, а то, что уже есть. Опора в изменениях связана не только с видением, но и памятью.

Основные результаты и эффекты семинара пока удручающие:

  • как правило, люди не обсуждают изменения, не делают это предметом обсуждения,
  • как правило, люди не понимают сколько им ресурсов нужно и для чего, и это является следствием первого,
  • люди часто путают изменения в самочувствии и изменения ситуации".

"Гуманитарная компетентность учителя"

Юрий Васильевич Сенько (академик РАО, д.п.н., профессор, г. Новосибирск)

Модератор - Александр Моисеевич Аронов (ученый секретарь СО РАО, зав. каф. Педагогики высшей школы КрасГУ, к.п.н., профессор КГУ, г. Красноярск)

Основные тезисы доклада:
   Докладчик выступил в оппозицию мнению о необходимости перехода к взаимодействию по типу услуги (заказчик - исполнитель) в школьном устройстве: "Когда не проводят различения между парикмахерской и школой, мне кажется, это помешательство", - Сенько Ю.В.
  Основное отличие образования в школе от сферы услуг заключается в том, что акцент переносится на отношения людей.
Докладчиком была предложена типология, слои отношений в деятельности:
А) Предметный слой.
Б) Логический слой.
В) Слой отношений.

Если первые два характеризуются взаимодействием по типу Я - Мир, то в третьем иной тип - Я в мире. Компетентность учителя, таким образом, определяется как способность к деятельности, описана через следующие критерии:
- другодоминантность
- понимание
- рефлексия
- диалогичность
- метафоричность
Сенько Ю.В.: "Школа как социальный институт изначально создавалась для того, чтобы создать условия, в которых бы развивался внутренний и духовный мир ученика"

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика