logo-conf-ippd-2

Обзор работы секций


Несмотря на то, что с каждым годом проблемные симпозиумы, презентации и мастерские занимают все большее место на конференции, секции все же сохраняются - участникам есть что обсудить. В этом году состоялось 11 секций.

Представляем Вам краткий обзор работы секций.
Благодарим секретарей и руководителей секций, предоставивших нам информацию для размещения.

Секция 1. Предшкольная ступень и младшая школа

Руководители - Смирнова Е.О., Обросова Л.Г. (г. Красноярск)

Секретарь - Козырева Ю.А.

   Секция работала в течение одного дня ввиду небольшого числа заявленных докладов. Всего на секции прозвучало 4 доклада, 2 были перенесены в другие секции.
   Основной вопрос обсуждения на секции - какие педагогические действия порождают игровую компетентность детей? как сделать так, чтобы это было нечто среднее между учебой и игрой?
   Дискуссия касалась того, какие параметры готовности к школе рассматриваются в детском саду и в школе? Выявилась проблема противоречия социальных требований (необходимые навыки, такие как счет, письмо и пр., которые требуются от первоклашек и влияют на его успешность, т.к. относительно них происходит оценка) и психологической готовности (сформированность произвольности, определенного уровня способности общения, включения в группу и пр.)

Секция 2. Младшая школа и вторая ступень образования

Руководители - Скретнева Т.В., Юдина Е.Г., Цукерман Г.А. (Красноярск - Москва)

Секретарь - Мокроусова А.Г.

На секции было запланировано 10 докладов.

 

Секция 3. Основная школа в отношениях с младшей и старшей

Руководители - Енгуразова Е.А., Поливанова К.Н. (Москва - Красноярск)

Секретарь - Гусева О.Г.

На секции было запланировано 20 докладов, 1 из которых - стендовый.
Поливанова К.Н. о работе секции: "Видна динамика: говорили о проектировании как о новом, а сейчас реально делаем, но говорим как о недостаточном"

Секция 4. Старшая школа в отношениях с основной, с университетом и рынком труда

Руководители - Лученков А.В., Петрова Т.В., Логинова Н.Ф. (г. Красноярск)

   На секции было заявлено достаточно много докладов - 18. Однако состоялось только 12.
   Проблемы старшей школы оказались животрепещущими для слушателей.
   Основная проблема, обсуждавшаяся на секции - компетентности средствами предметного обучения. На секции очень много обсуждалась учебная самостоятельность и практическое действие в юношестве: что это? как построить такое действие? какие условия необходимы для того, чтобы это действие было эффективным с точки зрения будущего старшеклассников. Так же обсуждалась проблема оценивания в старшей школе, как конкретных курсов и компетентностей, так и проблема самооценки школьников.

Были затронуты вопросы:

  • внеучебных и воспитательных процессов, подготовки кадров (кто такой учитель в старшей школе?)
  • динамики критического мышления и разрешения конфликтов взросления на переходах "в" и "из" старшей школы
  • об иных формах работы со старшеклассниками, нежели урок (например, предметные лаборатории)

Секция 5. Университетские ступени и профессиональнаыыя подготовка в отношениях с общим образованием и рынком труда

Руководители - Смолянинова О.Г., Никитина О.Н. (г. Красноярск)

Секретарь - Кужабекова М.М.

   На секции было запланировано 16 обычных и 13 стендовых докладов. Состоялось 11 докладов, из них 3 вызвали наибольшее количество вопросов и дискуссий.
   Основные вопросы, обсуждавшиеся на секции, касались различных компетенций, их становления и развития, а так же подготовки педагогов в рамках компетентностного подхода.
Смолянинова О.Г.: "Не случилось обсуждения в отношениях с рынком труда и не сильный "разгон взяли" при обсуждении результатов оценки компетентностей".

Секция 6. Образовательные практики вне образовательного ведомства

Руководитель - Братченко С.Л. (г. Санкт-Петербург)

Секретарь - Земцова О.А.

На секции было запланировано 11 докладов.

 

 

Секция 7. Управление изменениями в образовании и управление развитием

Руководители - Вычужанина Г.А., Вебер Г.М., ТубельскийА.Н.,
Блинов
Г.Н. (Москва - Красноярск)

Секретарь - Трифонова Ю.Г.

Из 16-ти заявленных на секции докладов, состоялись 10, из них несколько вызвали огромный интерес аудитории и большое количество вопросов. Основные вопросы при обсуждении:

 

  1. Что еще существует помимо компетенции? Если компетенция - это проявление всей суммы ЗУНов, то в чем тогда задача школы?
  2. Что меняется в связи с компетентностным подходом и как управлять полученными изменениями?
  3. Какое понимание стоит за словами "модернизация образования": усовершенствование, изменение, перестройка старого? Где место учителя в новых условиях?
  4. Является ли образовательная услуга механизмом государственного регулирования, и если да, то в чем тогда существенная вещь этого механизма? Образовательная услуга - это результат или предложение?

В ходе работы наметились 2 линии самоопределения школьного управления относительно других образовательных институций, где так же может происходить формирование компетентностей (дополнительное образование, семья и пр.): конкурентные и паритетные отношения. Так же руководителями секции был отмечен существующий на данный момент высокий уровень тревожности управленцев в образовании.

 

 

Секция 8. Институты педагогики развития (новые и обновленные типы школ, социальные проекты)

Руководители - Собкин В.С., Васильев В.Г. (Москва - Красноярск)

Секретарь - Халявина А.В.

   О работе секции с нами поделился В.Г. Васильев: "Одной из самых главных проблем была сама проблематизация. Это всё-таки конференция научная и постановка проблем, их обсуждение, было главной целью. Поэтому когда нам предъявляли богатый опыт - это было интересно, но хотелось бы выводить, и мы каким-то образом пытались это делать, особенно Владимир Самуилович, всё-таки содержание в проблемную область. Насколько это удавалось? Это зависит от содержания, а докладов было не так много. Дискуссионные моменты были связаны с тем, что связывает педагогическую практику и способы объяснения становления личностных характеристик детей, когнитивных, с той социальной практикой, особенно с теми институтами, в которых обитают дети, каким образом эта социальная институциональность влияет на психические состояния детей".
   Со-руководитель Собкин В.С. отметил, что на конференции очень не хватает существовавшей ранее секции "Социология образования"

Секция 9. Ключевые компетентности в рамках методологизации содержания образования и СМД-подхода

Руководители секции - Щедровицкий П.Г., Попов А.А. (Москва - Томск)

Основные точки работы секции:

  1. Представление о типах компетенций, которые имеет смысл рассматривать в рамках СМД подхода.
  2. Определить роль различных типов мышления, в том числе и методологического в становлении компетенций.
  3. Определить возможные институциональные механизмы реализации компетентностного подхода.

П.Г. Щедровицкий: "Нам нужно выстроить в определенном подходе, с определенной логикой, новую совокупность представлений и перевести эту совокупность представлений в новый оргпроект".
По отзывам участников - секция в течение работы переросла в проблемный симпозиум.

Секция 10. Проекты разработки содержания

Руководители - Бутенко А.В., Воронцов А.Б. (Красноярск - Москва)

Секретарь - Никитина Е.В.

Из 8 заявленных докладов на секции состоялось только 3.
Основные линии обсуждения:

  1. Характеристики становящейся деятельности педагога;
  2. Необходимость введения рейтинговой системы оценивания (репродуктивные и творческие типы задач).
  3. Специфика учебных форм при компетентностном подходе в образовании.

Секция 11. Последипломная образовательная практика в отношениях с работодателем

Руководитель - Аронов А.М. (г. Красноярск)

Секретарь - Белоконь О.И.

Из 7 запланированных докладов состоялось только 4.
Обсуждение строилось относительно следующих пунктов:

  1. Формирование ключевых компетентностей учителей, приходящих в систему повышения квалификации (СПК), крайне затруднительно. Относительно этой проблемы была предложена ядерная компетентность, овладение которой позволяет овладеть выделенными ключевыми компетентностями. Удалось синтезировать личностно-ориентированный и профессионально-ориентированный подходы в СПК.
  2. Создание условий в отдаленной поселковой школе, для того, чтобы давать образование, позволяющее выпускникам этой школы поступать и учиться в Вузах в крупных городов. Администрация школы потребовала и создала условия для освоения учителями из этой школы одной из технологий РО.
  3. Система профессионально-педагогического образования не формирует у молодого учителя целого ряда качеств, нужных для их успешной деятельности в школе. Школа не развертывает структуры подготовки для приобретения этих качеств. Предлагается форма интенсивного семинара для организации переговоров между представителями университета и школы для разграничения содержания образования и содержания подготовки. Были выделены перспективные формы педагогической практики студентов при сотрудничестве школы и университета.
 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика