logo-conf-ippd-2

Малые пленарные доклады

После обеда состоялись малые пленарные заседания. Докладчики любезно согласились дать нашим корреспондентам интервью об основных тезисах доклада и наиболее интересных направлениях дискуссии.

1. "Ключевые компетентности в образовании в области обществознания: основные гипотезы" - доклад В.В. Башева (г. Красноярск). Председательствующий пленума - А.Н. Тубельский.

В.В. Башев: "Основной тезис моего доклада состоит в том, что я предлагаю называть компетентность - это способность человека, которая освобождена от того предметного и психологического контекста, в котором она возникла. В этом смысле ключевой характеристикой компетентности является переносимость способности в иные условия, отличные от условий, в которых она изначально возникла. Психологи узнают в этом психологическое определение новообразования. Компетентный социальный деятель должен обладать следующими пятью способностями: способность к исследованию социальной и общественной ситуации, способность к налаживанию коммуникации с другими людьми, способность к принятию решения, способность к осуществлению действия по выполнению этого решения и способность постоянно осваивать новые способы действия, т.е. постоянно учиться. Наиболее важными были два вопроса. Это вопрос Вероники Всеволодовны Спасской о том, каков морально нравственный аспект этой компетентности. Потому что действительно эти 5 компетентностей, которые я перечислил без специальной моральной окраски нейтральны - ими может владеть величайший подлец и добрый гений одновременно. Я не очень понимаю, как на этот вопрос ответить. И вопрос молодого человека о том, где место художникам, философам в той модели социального деятеля, которую я нарисовал. Я еще не думал об этом"

Доклад был воспринят аудиторией в высшей степени внимательно и был принят как нечто близкое собственным размышлениям.

2. "Базовые компетенции педагогической деятельности" - доклад Ю.В. Сенько (г. Новосибирск). Председательствующий пленума - Д.А. Иванов.
Ю.В. Сенько: "Я думаю, что для того, чтобы определить базовые профессиональные компетенции, нужно исходить из представления о ценностях, т.е. расставить приоритеты, а потом уже акценты."
Д.А. Иванов: "С помощью докладчика удалось выделить несколько основных блоков компетенции педагога. Это блок ценностей и идей по поводу образа человека. Это блок технологий. Блок проектной работы и реализации своего замысла. Это блок того, что педагог должен быть экспертом. Блок учения и обучения - т.е. он должен уметь учить и обучать. Эти блоки и были вынесены на доску как на пространство, относительно которого учителя в аудитории могли определиться - обладают ли они этими компетенциями"

Пленум пользовался успехом - желающие попасть стояли в проходах, в аудитории находилось не меньше 120 человек. Времени на обсуждение явно не хватило.

3. "Юношеский возраст и компетентности работы с будущим" - доклад П.А. Сергоманова (г. Красноярск). Председательствующий пленума - А.Г. Каспаржак.
П.А. Сергоманов: "Тезис №1: Старшая школа нуждается в реструктурировании, потому что юноши и девушки уже живут во многом другими интересами и категориями. Старшеклассники, точнее, юноши - это те, кто переживает практически собственное будущее, т.е. нечто предпринимает для того, чтобы это будущее состоялось. В отличие от подростка, который что-то предпринимает для того, чтобы просто себя ощутить. Тезис №2: Старшая школа в связи с тем, что будущее перед юношей множественно - т.е. много разных вариантов и путей - не может быть одной, и она нуждается в том, чтобы дети, юноши вели там серьёзную, но разнообразную деятельность: газету делали, в общем, занимались тем, что психологи называют "серьёзная игра". Т.е. для самого играющего это очень серьёзно, субъективно очень серьёзно, а для взрослых это может казаться несерьёзным, но, при том, изнутри это всё серьёзно"

На пленуме присутствовало около 70-ти человек. В зале был аншлаг. Доклад вызвал множество вопросов и оживленную дискуссию. Основные дискутанты - Ковалева Т.М., Эльконин Б.Д., Павлов А., Каспаржак А.Г.

4. "Предметно-методологические основы компетентности педагога" - доклад А.М. Аронова (г. Красноярск). Председательствующая - Г.Н Прозументова.
А.М. Аронов: "Для определения понятия компетентность важна постановка следующих вопросов. Компетентность - это характеристика деятельностная или нет? Относится ли она к настоящей или будущей деятельности? Компетентность - это личное качество или качество деятельности?
Определяю компетентность как готовность включиться в определенную деятельность. Она есть характеристика деятельностная. Собственно в образовании, компетентность - это определенная связь двух деятельностей (настоящей - образовательной и будущей - практической). И эта будущая деятельность может быть представлена в образовательной по-разному: через описание натурально, как образец для подражания. Такая компетентность имеет отношение к типу связи. Она осуществляется как моделирование внутри одной деятельности другой"

По сравнению с остальными пленумами в этом камерном зале царила спокойная атмосфера. Докладчик приводил множество примеров из области математики. Доклад вызвал множество разнообразных вопросов (о переносе такого понятия компетентности на другие предметности, о компетентности в школьной ситуации, о компетентностях студента и педагога).

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика