logo-conf-ippd-2

Малые пленарные доклады

1. Председательствующий - Б.Д. Эльконин.

"Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания" - д. психол. н., зав. кафедрой психологии развития КрасГУ, директор Института психологии и педагогики развития, профессор Б.И. Хасан (г. Красноярск):
"Первый тезис состоит в том, что компетенции - это цели, а компетентности - это результаты на человеке, т.е. поставленные перед человеком цели или пределы, а достижения и мера их достижения - это и есть показатели компетентности. Это заимствовано, на самом деле, из права, и если это употреблять в педагогике, то это ограниченное употребление. Второй тезис состоит в том, что педагогика или образование всегда были ориентированы только на один тип компетенции - на предметы, предметную рамку. И смысл подхода как раз в том, чтобы понять, что эта предметная рамка, вернее, что предмет в образовании, он динамичен и меняет свои функции. И учитель, если он хочет, чтобы человек приобретал компетентность и выходил за рамки предмета, должен понимать ограничения предмета, ну, или в какой-то момент предмет должен исчезать операционализируясь."

2. Председательствующая - Е.А. Ленская.

"Проблемы становления коммуникативной компетенции в рамках предметной области "Русский язык" - зав. лабораторией ИППР СО РАО Л.А. Рябинина (г. Красноярск):
"Коммуникативная компетентность ребёнка формируется только тогда, когда он умеет отделять своё слово от чужого и владеет языком настолько, чтобы какой-то смысл он мог выразить максимально возможно большими языковыми способами".








3. Председательствующая - К. Н. Поливанова.

"Особенности развития учебной самостоятельности и ответственности у младших школьников" - зав. Лабораторией ИППР СО РАО, к. психол.н., О. С. Островерх (г. Красноярск):
В своём выступлении я буду говорить о компетентности, понимая её в контексте культурно-исторической теории. Когда мы говорим о становлении учебной компетентности, то для нас развитие самостоятельности, ответственности связано с овладением средствами построения способа действия. Ответственность подразумевает то, что ребёнок принимает решение о своём действии, делать так или не делать, и отвечает за последствия своих действий. Самостоятельность подразумевает то, что сам ребёнок выбирает или строит средства достижения своих целей, а в случае затруднения, он инициативен в обращении к учителю или в обращении к средствам. Нас интересовали следующие вопросы: как у ребёнка выращивается средство как средство организации собственной подготовки, и каковы критерии становления самостоятельности и ответственности в младшем школьном возрасте, каковы те диагностические ситуации, в которых можно наблюдать учебное действие и говорить об особенностях его становления. В своём докладе я как раз и останавливаюсь на трёх темах, в которых и отвечаю на данные вопросы. Первая тема - это построение ребёнком средства его действия, в каких ситуациях это происходит. Вторая - это критерий становления учебного действия, как действия самостоятельного и ответственного. И третья - каковы же переносы учебного действия, т.е. каковы переносы самостоятельности и ответственности, свободные от формирования ситуации. Основной вопрос, который показался наиболее интересным - каковы границы становления этого действия, т.е. у нас есть дети, которые достигают во втором классе высшей, на наш взгляд, формы этого действия, то куда дальше они развиваются, т.е. где дальше проявляется их компетентность и с чем это связано, т.е. речь идёт о границах возраста, границах учебной компетентности в младшем школьном возрасте и о дальнейшей линии её развития в других возрастах.

4. Председательствующий - И.Д. Фрумин.

"Подростковая культура: новые информационные технологии и СМИ" - д.психол.н, директор центра социологии образования РАО, В.С. Собкин (г. Москва):
   Тезис первый - влияние новых информационных технологий на подростковую субкультуру. Влияние это достаточно сложно, здесь необходимо учитывать гендерные различия и наиболее сильно трансформируется субкультура, досуг, информационная среда у мальчиков.
   Второй тезис - это позитивное влияние новых информационных технологий на развитие подростков, на школьную успеваемость, на приобщение к культуре, к художественным ценностям.
   И третий тезис - это влияние новых информационных технологий на социальное неравенство.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика