logo-conf-ippd-2

Возрастные особенности представлений об ответственности

dimintiy Дементий Людмила Ивановна

доктор психологических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

 

Доклад Людмилы Ивановны был посвящен представлению данных эмпирического исследования «Содержание социальных представлений об ответственности на разных этапах взросления личности».

Начиная выступление, докладчик обратилась к истории изучения ответственности в российской и зарубежной психологии. Говоря о проведенном исследовании, профессор ссылалась на данные японских ученых, чья методика была основным рабочим инструментом изучения представлений об ответственности.

Данные по социальным представлениям об ответственности были разделены на четыре группы: представления подростков, юношей, «ранних взрослых», «средних взрослых». Людмила Ивановна отметила специфические характеристики факторов ответственности в каждом из возрастов.

Так подростки выделяют пунктуальность и соответствие требованиям и исполнительность.

Для юношей характерно выделять как фактор ответственного поведения – способность к принятию решений. А также именно в этом возрасте «впервые зарождается представление об ответственности как о ресурсе личности» и добавляется такой важный фактор, как прогнозирование будущего и, таким образом, «ответственность за то, что я планирую сделать». В данном возрастном периоде также, как отметила Л.И. Дементий, мы впервые обнаруживаем фактор нового отношения к людям, проявляющееся в альтруизме.

В ранней взрослости, в свою очередь, значительно расширяется содержание представлений об ответственном поведении, а на первый план выходят факторы, позволяющие достигать успешности.

Представители средней взрослости выходят на новый уровень понимания ответственности и рассматривают ее как способ для собственной личностной самореализации.

В завершении доклада профессор представила интересные данные относительно соотношения представлений об ответственности и реальном ответственном поведении человека. Она отметила, что эти переменные не всегда коррелируют. А также Людмила Ивановна отметила, что дополнительный такт исследования показывает, что уровень ответственности учителей и школьников значительно выше уровня среди студентов, что вызвало немало вопросов и вылилось в живую дискуссию.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика