logo-conf-ippd-2

Большие пленумы

Образовательная самостоятельность и инициатива в содержании обучения

elkonin_2Борис Даниилович Эльконин

д. психол. н., профессор, зав. лабораторией ПИ РАО, г. Москва

Сегодня, на конференции «Педагогика развития», Борис Даниилович Эльконин представил свой доклад на тему «Самостоятельность, инициатива и содержание обучения». Стоит отметить, что это уже четвертый доклад Бориса Данииловича в данной тематике за последние несколько лет.

Полнота темы раскрывается в 3 главах этого доклада, в которых рассказывается о:

  1. Содержании обучения.

  2. Содержании учения.

  3. Ситуации перехода от обучения к учению, то есть о самой схеме конфликта, создающего ситуацию перехода.

В своем докладе Борис Даниилович ставит два вопроса. Первый из них: «На каком историческом переходе (если это переход) находится современное образование?». А вторым вопросом является размышление над тем, что необратимо теряет человек с потерей институционально-оформленного, последовательного, систематического обучения, и каково такое обучение.

Говоря о содержании развивающего обучения в первой главе своего сообщения, Борис Даниилович приравнивает его к «предметности», основываясь на часто задаваемом вопросе: «А чему мы учим?».

Продолжая тему предметности обучения, Б.Д. Эльконин дает четыре ответа на вопрос: «Каким образом дан объект, раскрывающий содержание обучения?», а именно:

  1. Содержание – это способ построения предметности.

  2. Содержание – это способ развертывания предметности.

  3. Содержание – это способ удержания предметности.

  4. Содержание – это способ рассмотрения системы объектов.

Во второй главе автор говорит об учении, а так же о том, в чем же состоит самостоятельность, инициатива и ответственность в этом самом учении.

Далее раскрывается суть «вовлечения», «вовлеченности»,«Что есть вовлеченность?» через 2 вопроса:

  1. Во что вовлеченность?

  2. Чем человек вовлечен?

Отвечая на эти вопросы, Б.Д. Эльконин говорит о содержании учения, как о построении черновиков. Причем о построении черновиков ради понимания, а не ради чистовика. Борис Даниилович говорит о двусторонней связи черновика и чистовика, как, например, между замыслом и реализацией. Эта взаимосвязь показывает «преобразование сделанного в опытное». Именно на этом переходе в Развивающем обучении выстроена передача ребенку контрольно-оценочных форм действий.

Далее следует вопрос о том, что теряет человек при отсутствии систематического обучения, в чем смысл образования в систематической инициации и сопровождении пробных форм действий. Ведь образовательная ситуация, по мнению Б.Д. Эльконина, «пробовать без риска для жизни», системность воссоздания пробных форм действий.

Борис Даниилович говрит о полноте самостоятельности и инициативы. К ней относятся три фактора:

  1. Испытание перспектив (намерение, представление о том, что будет в итоге).

  2. Опробование границ поля действий.

  3. Опробование опор.

Причем первый и второй факторы Борис Даниилович отнес к инициативе, а второй и третий к самостоятельности. Для пояснения он развел эти понятия, сказав, что инициатива – это риск перехода в новое поле, а самостоятельность – это построение опор своей деятельности. А между инициативой и самостоятельностью находится ответственность за принимаемые решения, именно поэтому Борис Даниилович считает неприемлемыми слова учителей «Ребенок должен…», ведь обучение – это проба чего-то нового, поэтому разговор о «должности» и ответственности здесь не имеет смысла.

И в заключении доклада Борисом Данииловичем раскрываются три показателя самостоятельности и инициативы, а именно:

- Образовательный запрос.

- Пробное поле.

- Опоры и ресурсы.

Возрастные особенности представлений об ответственности

dimintiy Дементий Людмила Ивановна

доктор психологических наук, профессор Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

Доклад Людмилы Ивановны был посвящен представлению данных эмпирического исследования «Содержание социальных представлений об ответственности на разных этапах взросления личности».

Начиная выступление, докладчик обратилась к истории изучения ответственности в российской и зарубежной психологии. Говоря о проведенном исследовании, профессор ссылалась на данные японских ученых, чья методика была основным рабочим инструментом изучения представлений об ответственности.

Данные по социальным представлениям об ответственности были разделены на четыре группы: представления подростков, юношей, «ранних взрослых», «средних взрослых». Людмила Ивановна отметила специфические характеристики факторов ответственности в каждом из возрастов.

Так подростки выделяют пунктуальность и соответствие требованиям и исполнительность.

Для юношей характерно выделять как фактор ответственного поведения – способность к принятию решений. А также именно в этом возрасте «впервые зарождается представление об ответственности как о ресурсе личности» и добавляется такой важный фактор, как прогнозирование будущего и, таким образом, «ответственность за то, что я планирую сделать». В данном возрастном периоде также, как отметила Л.И. Дементий, мы впервые обнаруживаем фактор нового отношения к людям, проявляющееся в альтруизме.

В ранней взрослости, в свою очередь, значительно расширяется содержание представлений об ответственном поведении, а на первый план выходят факторы, позволяющие достигать успешности.

Представители средней взрослости выходят на новый уровень понимания ответственности и рассматривают ее как способ для собственной личностной самореализации.

В завершении доклада профессор представила интересные данные относительно соотношения представлений об ответственности и реальном ответственном поведении человека. Она отметила, что эти переменные не всегда коррелируют. А также Людмила Ивановна отметила, что дополнительный такт исследования показывает, что уровень ответственности учителей и школьников значительно выше уровня среди студентов, что вызвало немало вопросов и вылилось в живую дискуссию.

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика