25 апреля. День первый
Ушаков Константин Михайлович - профессор, главный редактор журнала «Директор школы», г. Москва
Константин Михайлович, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Так сложилось, что я был только на одной красноярской конференции и поэтому говорить пожелания на юбилейной, 20-й было бы смело. Я бы хотел, поскольку у меня тоже будет доклад, получить более заинтересованную аудиторию. В какой степени это удастся - не знаю, потому что у конференции очень высокая репутация, и этому еще нужно соответствовать, я не вполне уверен, что впишусь, но я попробую.
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Мне представляется, что это вполне разумно. Я думаю, что это название соответствует некоторой общей боли. Мы вполне компетентны в плане составления концепции, но у нас мало получается на деле её реализация. Поэтому важен акцент на то, что кроме высокого нужно еще попробовать, что из этого получается, получается ли вообще что-нибудь. Будет ли соответствовать новое название нынешнему содержанию? Вот сейчас и посмотрим, будет ли обсуждаться практика на самом деле, а не наши традиционные теоретические «облака», в которых участвуют весьма ограниченное количество людей. Кстати, изменение названия возможно привлечет и других участников. Я уверен, что эта тусовка должна расширятся.
Фишбейн Дмитрий Ефимович, доцент, главный редактор «Журнала руководителя управления образованием», директор АНО «Образовательный квартал», г. Москва
Дмитрий Ефимович, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Мне кажется, что можно разделить пожелания на две части: пожелания организаторам и пожелания участникам. Организаторам я бы хотел пожелать, чтобы этот юбилей был неким рубежом переходов в какое-то новое качество и, одновременно, чтобы конференция продолжалась. А участникам, я бы хотел пожелать, чтобы с каждой конференцией ее смысл, для каждого он, наверное, свой, приводил к появлению новых вещей и отказу от ненужных.
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
С моей точки зрения, этот переход логичен и правилен, именно в контексте того, что чем больше будет сюжетов, связанных с реальной деятельностью в школе, а если совсем упростить, после тех или иных педагогических событий, конференций, выпусков книжек и т.д., будет ли что-то конкретно меняться на уроках конкретных учителей? Если это будет происходить, то тогда это все не зря. Для меня это в большей степени олицетворяет практику развития, чем просто педагогику развития. Поэтому, мне кажется, что этот тренд правильный, и если эти изменения будут, но будут не вообще в образовании, а конкретно на уроке, то это и есть то, к чему мы стремимся и ради чего всё это и происходит.
Смирнова Елена Олеговна, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией Психологического института РАО, г. Москва
Елена Олеговна, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Мне нравится, что это одно из немногих мест, где можно говорить достаточно долго, о вещах, связанных с образованием, здесь встречаются наука с достаточно высокими теоретическими мыслями и реальная практика. Главное пожелание, чтобы эти два направления продуктивно встретились, потому что у нас достаточно хорошая традициональная психологическая и педагогическая наука и отсталая проблемная практика, так как работают они параллельно. Пока эта конференция одно из немногих мест, где возможна эта встреча. Хотелось бы, чтобы они когда-нибудь соединились.
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Может быть, это связано с моим ответом на первый вопрос. Мы много говорим о педагогике вообще в отрыве от практики. Если это развитие перейдет в практику, то будет замечательно.
Васильев Виктор Георгиевич, кандидат физико-математических наук, профессор, г. Красноярск.
Виктор Георгиевич, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Если Вы обратили внимание, эта конференция слегка изменила название: была педагогика развития, а теперь практика развития, поэтому я желаю всем участникам перейти от построения всевозможных теорий, методик и технологий именно к практике развития и прежде всего с детьми.
Вы уже частично ответили на второй вопрос, и все-таки, впервые за 20 лет конференция изменила своё название, как Вы уже сказали, от педагогики развития к практике развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Разные на самом деле, но сначала позитивные. Я человек, который предпочитает работать, работать именно в практиках развития. Понятно, что для этого нужно иметь, какие-то определенные базовые знания и понимания того, как эти практики должны разворачиваться в центральном понимании практики развития. Наверное, исходные вещи здесь не обязательно разводить, понимать и как-то нормировать. Но самое главное - нормировать ощущение развития, и поэтому разница.
Эльконин Борис Данилович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией ПИ РАО, г. Москвы
Борис Данилович, эта конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Работать продуктивно и с умом.
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Правильно поменяло, собственно я это и инициирую. То, что называлось или называется педагогика – это одна из возможных практик. В самом образовании практика может быть и не одна
Митрофанов Кирилл Германович, к. п. н., руководитель Центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования Федерального института развития образования, г. Москва
Это конференция юбилейная, какие у Вас пожелания участникам конференции?
Пожелание, встретиться на следующей!
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практики развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Это правильно, нужно уходить от слов, которые уже стали «потёртыми» к более точному обозначению.
Интервью после дискуссии
Карлова Ольга Анатольевна, и.о. ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, доктор философских наук, профессор, г. Красноярск
Ольга Анатольевна, как Вы видите динамику конференции «Педагогика развития»?
Я была участником самых первых конференций, на которых выросли несколько специальностей Красноярского государственного университета, например, внутри психолого-педагогического факультета мы создали направление искусствоведения, так как понимали, что искусство есть развивающая среда. Эта идея она выросла именно из секции этой конференции. Можно назвать много появившихся реальных дел. Важно, что это не просто люди, которые выросли, вместе собираются, и это не просто идеи которые обсуждаются: порой парадоксальные, порой несколько пессимистические. Ценность конференции заключается в том, что людьми и идеями идет движение, идет развитие, идет институциализация проектов. Я хотела бы пожелать чтобы это не менялось, чтобы на этой конференции по-прежнему было интересно мыслить, придумывать и, вот как сейчас при обсуждении, рождать собственные идеи.
Какое у Вас осталось впечатление после дискуссии? Изменилась ли Ваша позиция?
Я не думаю. Дело в том, что когда мы выступаем с докладом, мы изначально достаточно убеждены. Но на таких обсуждениях, когда рефлексия происходит коллективно, признаешься ты себе в этом или нет, ты все равно принимаешь во внимание аргументы. Мы довольно недавно учимся хорошо слышать друг друга, и в сущности проблема российского общества заключается в монологизме. Мы не всегда слышим, мы ждем своей очереди говорить. Вот когда слышим друг друга и рождается совместный продукт - это здорово.
Поливанова Катерина Николаевна доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник института психологии РАО г. Москва
Катерина Николаевна, какое у Вас впечатление от начала конференции и состоявшейся первой дискуссии?
- К сожалению, конференция, как всегда, делится на две половины. Зубры, коим я уже являюсь, и все остальные. Зубры, как правило, говорят то, что интересно им, а не то что говорит докладчик. Мне сегодня хотелось обсуждения моего доклада, этого, к сожалению не произошло, и тот message, который я пыталась донести, не был пойман. Этим я, честно говоря, разочарована и поэтому мне бы хотелось, чтобы мы лучше понимали друг друга. Для меня осталось неизвестным, что поняла или не поняла бОльшая часть аудитории. Мне бы очень хотелось это услышать, и этого мне не хватило сегодня.
Впервые за 20 лет конференция изменила своё название с педагогики развития на практику развития. Есть ли у Вас какие-то комментарии по этому поводу?
Я не люблю слово педагогика, мне больше нравится практика развития. Вообще мы говорим слова, не очень понимая, что мы в них закладываем. Я в своём докладе пыталась распаковать какие-то привычные вещи: практика развития - она какая, что мы под ней понимаем? Мы не можем просто показать пальцем и сказать - вот она практика развития. Я определенным образом это для себя кладу и вокруг этого начиню разговаривать. Педагогика - это какой-то шлейф довольно приятных, сверху идущих инструктивных нормативных вещей, поэтому мне это не очень нравится. Поскольку мы сказали даже не практика, а практики развития - значит их может быть много и различных.
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |