24 апреля. День первый
Дробушевский Максим Викторович заместитель председателя Восточно - Сибирского банка Сбербанка:
- На этой конференции встречаются профессионалы разных сфер: сферы образования, бизнеса, экономики, права. Как вы считаете, такая кооперация, возможность диалога разных отраслей необходима?
- Безусловно, ведь это возможность какого-то развития, хоть про него и сложно говорить, особенно сейчас после наших дискуссий, но это наверное самая совершенная форма. В принципе диалог был правильный, а то, что он еще и межотраслевой еще лучше.
- Применимо конкретно к данной конференции, удалось нащупать эти кооперации и диалоги? Все ли цели получилось осуществить?
- Моя цель еще пока не до конца завершена, ею является возможность дать понять, что все, здесь происходящее, не заканчивается здесь же и важно принимать во внимание цепочки потребления, которые стоят за этим. То есть если образование есть, оно должно опираться на потребности тех, кто потребляет продукты данного образования. И вот этот диалог, о котором мы говори в первом вопросе, собственного говоря и поможет лучше построить работу образовательных учреждений и найти применение своим результатам.
- Удалось ли вам встретить людей здесь, которых вы хотели увидеть, удалось ли обсудить намеченные темы?
- На самом деле это первый опыт, первая практика, поэтому это такой своеобразный пробный шар для того, что понять есть ли в этом практический смысл, о котором здесь много говорилось, и есть ли в этом интерес. Поэтому, есть внутренняя миссия, есть определенная цель, посмотрим что будет дальше.
Стойко Николай Геннадьевич – профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук; г.Санкт-Петербург.
- Каковы ваши впечатления от панельной дискуссии? Оправдались ли ожидания?
- Могу сказать так – вроде бы мы проговорили всё то, что хотели проговорить. Весьма необычно общаться с людьми из разных сфер и мне, как юристу, тяжело смотреть на определенные вещи также, как смотрят на них другие. В этом, наверное, основа того, что позиции по некоторым вопросам с экспертами других сфер у нас разнятся.
- Вы не первый раз присутствуете на подобной конференции? Продуктивный ли такой формат мероприятия, как Вы считаете?
- Я бывал на многих конференциях раньше, круглых столах, заседаниях и других подобных мероприятиях. Они организовывались по-разному, дискуссии проходили в самой различной форме. Могу сказать, что на многих подобных мероприятиях диалог так и не удавался, очень сложно согласовывать многозначность взглядов людей из самых различных сфер профессиональной деятельности. Но знаете, здесь вроде бы что-то стало получаться. Причастность зала на данном мероприятии играла немаловажную роль в дискуссии. В этом плане коммуникация – достаточно интересный фактор достижения нужного результата в познании необходимого предмета, сложный труд, требующий последующего анализа. Ну и опять же повторюсь, что сложность в подобных мероприятиях – это различие языков, понимания и представлений людей, участвующих в них.
Болотов Виктор Александрович – научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики», д.п.н., профессор, академик РАО, г. Москва.
- В.А., какие ожидания от панельной дискуссии у Вас были? Оправдались ли они?
- У меня задачей было проблематизировать участников конференции по поводу наличия единых стандартов, единых подходов, единого понимания того, что есть развитие. Мне кажется, это произошло.
- В.А., на этой конференции встречаются профессионалы не только из педагогической отрасли, но и из сферы экономики, права, бизнеса. Как Вы считаете, такая кооперация, возможность диалога на самом деле необходима? Если да, то в чем?
- Диалог между разными группами конечно необходим. Иначе, «один про Фому, другой про Ерёму, третий про бузину в Киеве», и тогда вместе им не собраться никогда.
- В.А., как Вы считаете, удалось нащупать эти кооперации в ходе панельной дискуссии?
- По крайней мере мы хотя бы стали прислушиваться друг к другу. Мы ещё не стали говорить на одном языке, но стали пытаться услышать, что говорят другие.
Эльконин Борис Данилович, заведующий лабораторией «Теоретические и эксперементальные проблемы психологии развития» Института психологии РАО, вице-президент МАРО, д.психол.н., профессор, г. Москва.
- На этой конференции можно встретить людей из самых разных сфер, таких как бизнес, юриспруденция, наука. Как Вы думаете, подобный поиск диалога полезен?
- Диалог всегда полезен тем, что начинаешь понимать собственные ограничения, когда видишь другую позицию. Он бы был сверхполезен, если бы мы относились как замыслу какой-то пробы, какого-то эксперимента.
- Что полезного Вы вынесли для себя из только что произошедшей дискуссии?
- Конфликт целеполагания и развития, отношения разных норм как необходимых моментов. Вот эти темы были для меня важны.
Бухарова Евгения Борисовна, директор Института экономики, управления и природопользования Сибирского Федерального университета, к.э.н., г. Красноярск.
- Какие ожидания у Вас от этой конференции?
- Мне кажется, ожидания достаточно большие. Сейчас переходный период с точки зрения больших циклов развития, переход от одной технологии к другой. При этом, осознанно ли или не осознанно, очень тревожные ожидания. Потому что переход от одного технологического формата к другому все время сопровождался совершенствованием физической деятельности человека. Постиндустриальный уклад, 6-ой технологический уклад затрагивает мыслительную деятельность человека. И возникает вопрос: а что будет человек? В какой области он проявит себя как человек думающий, как человек говорящий, если за него это будут делать технологии? И каким образом существующая практика развития в образования подготовит будущие поколения, с одной стороны, к эффективному функционированию в рамках нового уклада, с другой стороны, каким образом будет формироваться его личность.
- Вы говорите об особенностях развития личности в условиях формирования информационного общества?
- Это не только информационное общество. Просто информационная составляющая является одной из исключительных составляющих в информационном обществе.
- Чем-либо Ваши ожидания от этой конференции отличались от прошлых?
- Знаете, я посещаю конференции из любви к искусству, чтобы услышать что-то новое. Вот здесь меня посадили на сцену, и я не могу ничего послушать (смеется). Я люблю слушать из зала и рефлексировать, потому что, как правило, вот в таких дискуссиях, когда еще не оформлены основные тезисы, рождаются новые видения.
- На этой конференции происходит поиск диалога между разными сферами жизни, такими как бизнес, образование, юриспруденция, наука. Считаете ли Вы, что эти поиски полезны? Если да, то в чем?
- Я не считаю, что это полезно. Я это просто знаю. И не только я. Эта разделенная междисциплинарность по разным видам деятельности на стадии, когда необходимо осмысление, требует синтеза. И если вы посмотрите лауреатов Нобелевских премий по экономике, то вы найдете там также математиков и психологов. К примеру, Пол Кругман получил Нобелевскую премию за осмысление и синтез географии с экономической теорией в части описания экономических активностей. Необходим междисциплинарный синтез. Не зря началась дискуссия с Языка. Найти общий язык, наверное, не удастся. Потому что язык – это знаковая система, а коммуникация общения основывается не только на языке, но и на определенных эмоциональных понятиях. Поэтому это взаимодействие, не только формально – в виде норм языка, между разными представителями, а в виде общей коммуникации.
Пахальян Виктор Эдуардович – профессор кафедры практической психологии Московского института открытого образования, кандидат психологических наук, доцент, г. Москва.
- Виктор Эдуардович, впервые ли Вы участвуете на данной конференции или же являетесь её постоянным участником?
- Я являюсь постоянным участником этой конференции. Участвую в ней на протяжении последних 10 лет.
- В.Э., какие у Вас ожидания от предстоящей конференции?
- Как всегда, ожидаю, что здесь соберутся люди, которые, иногда даже не понимают, о чем говорят другие люди, но именно в этом и есть противоречие, которое является источником развития. Тогда возникает вопрос, который провоцирует на развитие.
- В.Э., меняются ли эти ожидания с каждой новой конференцией?
- Да, конечно. Все потому, что меняется та среда, в которой все мы работаем. Идет реформа образования, они продолжаются все время. Например, с 1 января я работаю в новых экономических условиях. Уровень моей зарплаты напрямую зависит от количества студентов. Моё подразделение закроется, если не будет студентов. Поэтому, приезжая на конференцию, я надеюсь, что здесь будут люди, которые смогут мне объяснить, что меня ждёт, и почему моё профессиональное образование может оказаться невостребованным.
- В.Э., с кем и зачем Вы бы хотели вступить в диалог? Есть ли такая необходимость?
- Конечно, очень интересно слушать тех, кто с другой стороны смотрит на то же самое. Например, в рамках панельной дискуссии одновременно вели диалог юрист, финансист, экономист, управленец и психолог. И когда они говорят на разных языках об одном и том же, вероятно, с трудом понимая друг друга, мне интересно, как я это слышу и как я могу мысленно вести диалог с ними. Конференция собирается для того, чтобы происходил диалог, а диалог возможет тогда, когда есть тема и предмет обсуждения. И я очень позитивно отношусь к тому, что организаторы данной конференции сейчас расширяют предметное поле за счёт других специальностей. Никакая педагогика не может быть без экономики, юридических основания и так далее. Я каждый раз с удовольствием приезжаю, чтобы увидеть это.
Лукина Антонида Константиновна, к.ф.н., заведующая кафедрой общей и социальной педагогики Сибирского Федерального университета, г. Красноярск.
- Вы в первый раз на подобной конференции?
- Я на всех конференция принимала участие.
- На этой конференции, как Вы, должно быть, успели заметить, присутствуют представители самых разных сфер жизни общества, такие как экономика, наука. Как Вы относитесь к такому поиску соприкосновений, диалогу этих разных сфер жизни? Нужно ли это вообще?
- Ну, в жизни мы вообще живем во всех этих сферах одновременно. Поэтому это весьма полезно – чтобы все эти сферы и в науки между собой были согласованы. Это на самом деле довольно серьезная проблема сейчас. Профессиональный язык становится непонятным для представителей других профессий. И это усложняет все время между ними диалог. К примеру, законы пишутся языком, который простому человеку, даже имеющему высшее образование, зачастую не понять, если он в этой сфере не находится. Именно поэтому вопрос нахождения общего языка между профессионалами из разных сфер очень важен.
- Какие у Вас впечатления от дискуссии?
- Сложные, неоднозначные впечатления.
- Удалось ли участникам дискуссии найти общий язык?
- Как мне кажется, целью и не ставилось нахождение общего языка. То, что я видела, - это презентация каждым из участников его собственной точки зрения и попытки понимания другого. Ведь нахождения общего языка идет через попытки понимания другого. Такие попытки были и под конец, было видно, как каждый из участников переводил слова других на собственный язык. Это было видно и через диалог с залом и ведущим.
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |