logo-conf-ippd-2

25 апреля. День второй

Каспржак Анатолий Георгиевич, директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ «Высшая школа экономики», к.п.н., профессор, г. Москва.

- Какие у Вас впечатления от конференции?

- Необычно. Привычный формат несколько изменен. И как следствие, для того, чтобы осознать новый формат должно пройти чуть-чуть больше времени. Пока что могу сказать, что непривычно и необычно. Уже интересно. А какие будут результаты, это нужно спросить позже.

- Как соотносится то, что сегодня обсуждается на конференции, и то, что происходит в реальности в бизнесе, управлении, науке?

- С моей точки зрения, как раз в этом направлении был сделан колоссальный шаг вперед. Первая дискуссия, которая была вчера в СФУ, показала, что, как минимум, была попытка договориться между представителями государства, бизнеса, высшего общего образования. Может быть, не все удалось с первого раза, но, тем не менее, это попытка была предпринята. И это, наверное, одно из главных достижений конференции. Сегодняшнее выступление министра образования и науки Красноярского края и Исака Давидовича Фрумина – это попытка связать большую политику с ситуацией в образовании научными разработками. Так что в данном направлении мы как раз движемся, с моей точки зрения, в правильную сторону. Меня приятно удивило выступление министра образования Красноярского края. Исак Давидович был и остается аналитиком и ученым, а она все-таки чиновник, которая не рапортовала нам сегодня о достижениях Красноярского края, пыталась анализировать ситуацию. В этом смысле достижения очень большие.

- Данная конференция «Практики развития» сама является практикой развития? Как Вы считаете?

- Вот здесь я отвечаю точно: для меня – да. Если бы это было не так, то я бы сюда не ездил. Я думаю, что ситуация, которая происходит здесь, должна быть соотнесена с мироощущением каждого конкретного человека.

- В последние годы эта конференция задает вектор развития образования или только фиксирует то, что происходит в реальности?

- Знаете, эта конференция была и остается конференцией, тематика которой обгоняет на несколько лет, а иногда и на много изменения в образовании. В этом смысле, она скорее задает, чем фиксирует, обсуждает результаты.

 

Митрофанов Кирилл Германович – доцент НИУ «Высшая школа экономики», к.п.н., г. Москва.

- В рамках данной конференции были проведены, как и панельная дискуссия, так и пленарное заседание. Вы присутствовали на этих мероприятиях. Какое на Ваш взгляд наиболее удачно по формату?

- У меня есть 2 ответа на данный вопрос. Если коротко, на мой взгляд, более перспективным является формат панели, а более содержательным, фактическим, информационным, на данный момент оказывается пленарный доклад. Более перспективным, более проблемным, и одновременно более глобальным для обсуждения серьезных, не столь конкретных, общих вопросов, является формат панели.

- Как, на Ваш взгляд, сегодня связывается то, что обсуждается на конференции, и то, что происходит в реальной действительности: в школе, в управлении, в повышении квалификации и др.?

- Напрямую. Во-первых, конференция в определённой степени является зеркалом того, что происходит сегодня. Во-вторых, конференция столь же реальна, как и то, что Вы называете реальностью. Просто это другая реальность, и она для другого, скорее для понимания и перепостановки задач.

- Как Вы думаете, конференция в течение последних лет задаёт вектор развития образования, или скорее фиксирует настоящее состояние дел?

- Хитрый вопрос. Если посмотреть внимательнее даже на сетку данной конференции, то становится очевидным то, что на малых пленумах, круглых столах и дискуссионных площадках обсуждаются, скажем так, некоторые артефакты прошлых конференций. То есть разница между созданием, придумыванием, появлением новых идей, новых отношений, которые происходят на конференции и моментом реализации, по моим представлениям, составляет 5-7 лет. Если открыть архив конференции 5-7 летней давности, то очень четко видно то, как обсуждались те проекты, которые реализуются сегодня. И это становится актуальным в обсуждении массовой практики, и именно этим мне интересна эта конференция. Она опережает на период то, что будет.

- Как Вы считаете, конференция «Практика развития» сама является практикой развития?

- Да, потому что она предугадывает, в определённой степени обсуждает то, что будет через некоторое время.

 

Коган Ефим Яковлевич научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, д.фм.н, профессор, г. Самара.

- Вчера на конференции мы работали в формате панельной дискуссии, сегодня же формат несколько изменился и это уже представление докладов и вопросов. Какая форма, на Ваш взгляд более продуктивна, может быть какая-то более удобна для Вас лично?

- Форма не бывает сама по себе, она зависит от того, чего вы хотите от обсуждения. Вчера была форма, которая была задана для того, чтобы решить одну задачу: договориться о языке, о определениях и так далее, ведь лучшей формы кроме коммуникации не бывает. Сегодня другая форма, меня попросили рассказать о неком опыте.

- Как Вы считаете, темы, которые обсуждаются на конференции и то, что происходит в реальной действительности (школьной, профессиональной и другой) каким-то образом связано?

- По-моему, все конференции должны собираться, только для того, чтобы договориться, что еще находится  на уровне дискуссионном, а что может быть отдано в практику.  Кроме того, участники конференции должны сами почувствовать, что готово к тому, чтобы быть практикой.

- Как Вы считаете, конференция «Практики развития» сама является практикой развития?

- Практикой да, безусловно, повторяющаяся каждый год конференция это некая практика. Вопрос развития, это несколько другой вопрос, это изменения, вызванные внешними запросами, и если конференция отслеживает, то есть ее тематика и ее содержание отражает новый запрос внешнего мира, тогда она участник практики развития. 

- На Ваш взгляд, конференция задает вектор развития образования или скорее просто обобщает и систематизирует настоящее положение дел?

- Я думаю важно сделать и то и другое.

 

Чиганова Елена Анатольевна ректор Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, к.п.н., г. Красноярск.

- Вчера конференция проходила в формате панельной дискуссии, сегодня же мы работаем в формате докладов и вопросов, какой формат для Вас более удобен, какой Вы считаете более продуктивным?

- На самом деле, мне кажется, что они важны во взаимосвязи, ведь мы не случайно так и продумывали конференцию. Так как если бы не было вчерашней панельной дискуссии, которая позволяла настроиться на разговор по понятиям, то сегодняшний разговор шел бы уже по-другому. Вчерашние размышления позволили отсечь лишнее и сфокусироваться. Сегодня люди докладывают то, что наработали, в третий же день жанр будет рефлексивный, заключающийся в анализе того, что же все - таки получилось и в чем в целом эти три дня работы позволяют сделать шаг. В целом, эти формы важны именно как взаимодополнение и логическое продолжение.

- На Ваш взгляд, вопросы, обсуждаемые на конференции, соразмерны с вопросами, возникающими в реальной жизни?

- У этой конференции хороший статус задавания моды, и мне кажется, она на протяжении более чем двадцати лет справлялась с этой функцией. И в этом смысле школы разные, одни показывают чем они занимаются, кто – то слышит все впервые и только задумывается, а кто-то вообще ничего не поймет в итоге. Будет большой потерей, если не будет такого места обсуждения, ведь система и так мало поворотлива. Более того, здесь есть возможность услышать не правильное мнение, а разные точки зрения на одни и те же вопросы, ведь разные попытки деятельности тоже очень важны. Здесь могут быть представлены даже диаметрально противоположные мнения, если получается консенсус это здорово, но ничего страшного если они просто представлены.

- Конференция «Практики развития» сама является практикой развития или же это достаточно условно, по вашему мнению?

- Я могу сказать ответственно, в свое время мы проводили ретроспективный анализ всех тех вещей, которые впервые были заявлены именно на этой конференции, мне кажется, что сама конференция существует как институт и полностью оправдывает свое название.

- Какие у Вас впечатления после двух дней работы конференции? Может Вы что-то для себя уже вынесли, какие-то проблемы для дальнейшего рассуждения нащупали?

- Я всегда хотела выносить на эту конференцию проблемные вопросы, потому что здесь очень хорошая возможность получить экспертные отношения и услышать ответы на свои вопросы или версии, гипотезы. Поэтому для меня время работы этой конференции и подготовка к ней, это один из самых интенсивных и напряженных моментов, потому что приходится работать некоторыми циклами: то есть ты год готовишься к конференции, хочешь увидеть в своей работе определенный шаг, хочешь проверить его. И все эти действия являются постоянно действующим циклом, так что это не как радио послушал, с моей точки зрения это серьезная и ответственная работа.

 

Орел Екатерина Алексеевна – доцент кафедры организованной психологии факультета психологии НИУ «Высшая школа экономики», к.п.н., г. Москва.

- Вы, наверняка, принимали участие в различных конференциях. Отличается ли чем-то красноярская конференция от других? Каковы у Вас были ожидания от этой конференции? Удалось ли их реализовать?

- Пока точного ответа по поводу ожиданий дать не могу, так как конференция еще идет, об этом можно говорить завтра. Но в целом, уже сейчас могу сказать, что она очень сильно отличается от тех мероприятий, в которых участвовала раньше. На других конференциях обычно для представления доклада выделяется всего 15 минут, а также несколько минут на вопросы. А здесь, наоборот, докладов меньше и времени на них выделяется намного больше, поэтому есть возможность представить в более полном виде свои исследования, работы, аналитику. А у присутствующих есть возможность всё это обсудить – и это здорово. Сегодня были представлены весьма интересные доклады, надеюсь, что и завтра будет также. 

- Какие события на этой конференции значимы для Вас?

- Сегодня было пленарное заседание, заинтересовавшее меня, также будет доклад про управленческие стили учителей и презентация магистерской программы,  в общем, здесь масса всего интересного.

- Данная конференция актуальна? Имеет ли она необходимость в практике?

- Я думаю, что конференция очень полезна. Такая площадка для различных диалогов, в которых принимают участие и исследователи, и учителя, и администраторы, и представители министерств, встречается нечасто. Ведь необходимо хотя бы раз в год встречаться и обсуждать насущные вопросы для прогресса и продвижения профессиональной деятельности каждого из нас.

Карданова Елена Юрьевна – доцент Департамента образовательных программ, директор Центра мониторинга качества образования, НИУ «Высшая школа экономики», к. физ.-мат. н., г. Москва.

- Вы, наверняка, принимали участие в различных конференциях. Отличается ли чем-то красноярская конференция от других? 

- Я в Красноярске не первый год. Мне нравится то, что здесь очень много практиков, то есть людей из сферы образования, которые именно работают в школах, которые приходят на конференцию действительно за новыми знаниями и, возможно, реализуют их в профессиональной деятельности. С ними действительно интересно общаться. Во-вторых, мне по душе здешняя душевная обстановка, присутствует очень много молодежи – это очень приятно, ведь они задают вопросы, искренне интересуются темой обсуждения. Такой формат отличается от обычных заседаний, где собираются ученые, обсуждают какие-то темы и расходятся. Здесь всё то, что выносится с секций и обсуждений – действительно востребовано и может реализоваться на практике. 

- Каковы у Вас были ожидания от этой конференции? Удалось ли их реализовать? 

- Знаете, в прошлом году мы уже приезжали сюда, беседовали со специалистами оценки качества и рассказали им об одном  весьма интересном исследовании, после этого как раз реализовали его в Красноярске. В этом году мы также представляем новые исследования и надеемся на дальнейшее сотрудничество и взаимную связь.

Бысик Надежда Викторовна – научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва. 

- Как Вы считаете, те идеи, которые  обсуждаются на конференции – реализуются на практике? Полезен ли подобный формат обмена информацией, актуален?

- Я считаю, что да, эта конференция всегда останется полезной и актуальной. Примерно 3-4 года назад я участвовала в конференции, как директор школы, и, прослушав различные секции, я получила пользу для своей управленческой деятельности. Сейчас я участвую в конференции как исследователь и также выношу для себя массу новой полезной информации. Я думаю, что участники конференции хотят быть в курсе того, что сейчас происходит, находится на пике науки, и уже согласно этому на местах регулировать свою деятельность. А исследователи прежде всего хотят представить то, что они наработали и получить отклик от коллег, поскольку здесь собирается большой коллективный «Ум», а это играет значительную роль в оценке научных работ.

- Что Вы можете сказать о докладах, представляемых на конференции, как опытный ее участник?

 - Многие доклады людей, которые здесь присутствуют, я слышала и раньше на других мероприятиях, но здесь они представляют совершенно новые исследования. В этом и суть данной конференции - здесь никто не позволяет себе выступать с тем докладом, который уже где-то звучал. То есть для этого мероприятия все доклады готовятся специально. 

- Выносите ли Вы что-то новое для себя с конференции на протяжении всех тех лет, на протяжении которых участвуете в ней?  

- Конечно, сейчас, например я разбираюсь с понятием «практика развития». Каждую конференцию мы заново разбираем его, вчера присутствовала на панельной дискуссии, а также прочитала сборник прошлых конференций и поняла, что всё время понятие проясняется по-новому. Меняется действительность и вместе с ней меняется само понимание практики, поэтому мы должны всё время прояснять эти смыслы, потому что, отталкиваясь именно от понятия, идут все наши исследования. Каждый год меняются акценты понимания практики, выявляются новые смыслы, поэтому и необходимо ежегодно проводить мероприятие такого формата.

 

Наталевич Анна Николаевна учитель информатики.

- Вчера мы встретились с форматом панельной дискуссии, сегодня же уже формат докладов и вопросов, какой из них более интересен и продуктивен для вас?

- Для меня более понятен, привычен и удобен формат докладов и обсуждений с вопросами, потому что я впервые на конференции, поэтому вчера, когда началась панельная дискуссия, я немного растерялась и половину обсуждения пыталась вникнуть в то, о чем говорят.

- Как на ваш взгляд, связывается то, что обсуждается на конференции и что происходит в реальной жизни?

- Безусловно связь есть, например сейчас был доклад о перспективах развития образования, для себя я почерпнула несколько моментов, которые я как классный руководитель попытаюсь у себя в классе в следующем году реализовать. Хотелось бы чтобы многие социальные проекты жили не только в рамках, но и ориентировались больше на нас.

- Конференция это для вас больше практика или теория?

- Для меня это определенные навыки, новые впечатления и новые подходы к определенным вопросам, в целом больше практика.

- Есть ли вопросы, которые хотелось бы обсудить именно сегодня?

- Конечно, сейчас хотелось бы обязательно посетить презентацию Ефима Яковлевича Когана «Проект одного дня», а как маму, меня волнует вопрос подготовки ребенка к школе, так как мой ребенок через год пойдет в школу. Кроме того, часто у нас вводятся стандарты на бумаге и учителя не знают, как их реализовывать и какие инструменты применять, поэтому нужно решать все проблемы на месте, а не на опыте на реальных детях, это тоже одна из проблем, которую хотелось раскрыть.

- На ваш взгляд конференция задает вектор развития образования или обобщает существующую реальность?

- Скорее вектор развития, так как приезжают представители московских институтов, управления, поэтому все высказанное обязательно приведет к дальнейшему развитию.

 

Рябинина Любовь Анатольевна заместитель директора Красноярского краевого центра оценки качества образования.

- Различные форматы конференции вчера и сегодня, как вы относитесь к этому, какой формат вам более подходит?

- У каждого формата своя цель, если панельная дискуссия задавала общий смысл конференции, то доклады детализируют и показывают какие-то новые и другие аспекты того, что обсуждалось вчера.

- Обсуждаемые вопросы и проблемы на конференции могут быть связанными с реальной действительностью в различных сферах?

- Отчасти конечно, то что здесь докладывается напрямую связано со школой, отчасти это какие-то новые горизонты, где-то это какие-то осмысления и обобщения того, что есть. Но в любом случае это контексты, внутри которых строится и школьное преподавание.

- Как вы считаете, конференция задает вектор развития образования или констатирует реальность?

- Я считаю, что она всегда задает вектор развития, потому что люди, которые приезжают, они априори развиватели.

- Поделитесь Вашими впечатлениями от пройденной части конференции, может быть что-то особенно понравилось или наоборот?

- Сегодня был замечательный доклад Бориса Даниловича Эльконина, он обозначил векторы, про которые нужно думать и с которыми нужно работать. В общем, мне все понравилось.

 

Кочетенко Ирина Петровна - начальник общего отдела Ужурского управления образования.

- Какие у Вас впечатления от работы конференции – это полезно, актуально? Больше для Вас лично или для Вашей профессиональной деятельности?

- Безусловно, полезно, ведь мы участвуем, выступаем, решаем определенные проблемы, находим ответы на интересующие нас вопросы. Как раз мы будем представлять проект, который будет в дальнейшем реализовываться. Сегодня мы прослушали выступление министра науки и образования, услышали те приоритетные направления, которые сегодня стоят в сфере образования в Красноярске. И мы услышали, что тот проект, с которым мы приехали на конференцию, относится к тем самым приоритетным направлениям. А также нашли подтверждение, что мы правильно обозначили проблему и правильно пытаемся ее решить.

 

Контакты

Оргкомитет конференции


г. Красноярск,
ул. Корнеева, 50

Институт психологии практик развития

Телефон

(391) 226-88-53

Электронная почта

conf@ippd.ru

Яндекс.Метрика