Панельная дискуссия
|
|
Тезисы и рассуждения участников дискуссии Фрумин И.Д.: — Очень часто мы в школах работаем со знаком, а не с реальностью. Что мы обозначаем этими оценками? Существует два взгляда на образование. 1. Есть педагог и обучаемый и есть результат деятельности. 2. Другая трактовка — нацеленность на отдаленный результат. Можно привести такую метафору — педагог, как пьяный, ищет не там, где потерял, а там, где светло. Рачевский Е.Л.: — Корпоративный результат в виде оценок приводит к тому, что мы все хотим проверить. Современный двоечник — человек, способный делать выбор, принимать решения. Результат увидеть через несколько лет. Каспржак А.Г.: — Ответить на вопросы дискуссии невозможно. В связи с этими вопросами я хотел бы обсудить следующие темы: 1. Образовательные результаты и эффект. Мы оцениваем результаты, которые результатами не являются, а результатом является эффект. Где заканчиваются мнимые результаты и начинаются подлинные? 2. В какой степени те изменения, которые произошли в обществе, меняют образование? 3. Результатами образования мы называем то, что можем измерить, а эффект измерить нельзя. 4. Что делать "бездельнику", пока система образования не перестроится. Как можно повлиять на неформальные результаты образования? Ленская Е.А.: — Мы часто не измеряем то, что нам кажется значимым, потому что это трудно. Что изменяется, когда ребенок из семьи переходит в образовательное учреждение? В семье он оценивается положительно, а в учебном заведении успешные люди перестают быть успешными. В щколах стоит начать разрабатывать систему оценки по методу добавочной стоимости. Для сравнения — в обычной системе, где оцениваются среднестатистические показатели, если ребенок не успевает, его дотягивают. То есть силы учителя направлены на "дотягивание" и работу с детьми, у которых хорошие оценки, а при системе добавочной стоимости учителю придется обращать внимание на всех учеников. Клешко А.Н.: — Появление знаков вызывает у учеников желание приспосабливаться под результаты. Оценивать сложно, так как можно не туда попасть. Но и не оценивать нельзя. Все говорят об оценке результата ученика, но это в свою очередь проецируется на всю систему. Нужно обсуждать результативность системы. Тема результатов сейчас неизбежно выходит за рамки научного сообщества педагогов. Она требует включения в её решение людей и других специальностей. Добровилова : — В школах нужно оценивать не только те знания, которые имеются здесь и сейчас, а еще какие-то стратегические навыки, умение проектно мыслить. Если сравнить ученика с компьютером, то система обучения производит много гигабайт и никакого креатива. Пришли ли в этой дискуссии к каким-то единым выводам? Фрумин И.Д.: — Такой задачи не было. Задача была — широко разложить разные варианты. Интересный вывод, который я вынес из нее для себя тот, что вся дискуссия была посвящена каким-то внешним выводам. Непосредственно о ребенке речи не было. Пришли ли к какому-то единому мнению и что полезного или важного из дискуссии вынесли для себя? Агранович М.Л.: — Уточнили некоторые точки расхождения. Образование нельзя оценивать внутри системы, наши инструменты несовершенны, и мы их должны развивать. Некоторые повороты мне показались любопытными, например, рассуждение об образовании в рамках социального контекста. Что показалось наиболее важным в дискуссии? Сергоманов А.П.: — Пришли к очень важным результатам. Измерять нужно, но в этом одновременно и плюс большой и риск. Нужно найти какие-то неформализуемые пути измерения.
|
|
Контакты
Оргкомитет конференции |
г. Красноярск, Институт психологии практик развития |
|
Телефон |
(391) 226-88-53 |
|
Электронная почта |